Основные черты и принципы дворянского воспитания
Для дворянского воспитания характерным была ориентация на некий идеал, сутью «нормативного воспитания», применяемого к дворянским детям, была шлифовка личностных качеств в соответствии с определённым образцом. К образцовым личностными качествам относились: честность, благородство, тонкость чувств и др.
«Дворянское воспитание» представляет собой не педагогическую систему, не особую методику, не своды правил, а образ жизни, стиль поведения, которые усваивались детьми сознательным и бессознательным образом в ходе формирования привычки путём подражания. Традиции в воспитании дворянских детей не обсуждались, а соблюдались, поэтому важность приобретало не наличие теоретических предписаний, а использование принципов, реально проявляющихся в бытовых условиях, поведении, живом общении.
Отношение к детям в дворянских семьях
Отношение к детям в дворянских семьях отличалось требовательностью, строгостью и жёсткостью, что определялось нормами, зафиксированными в традициях, в дворянском кодексе чести. Обучение и воспитание детей в основном проходило дома по строгому расписанию: ранний подъём, уроки и разнообразные занятия. Соблюдение порядка детьми контролировалось гувернёрами. За проступки следовало строгое наказание, система наказания включала: оставление без сладостей, без прогулки, детей ставили в угол или на колени, иногда использовались розги. Но в дворянских семьях иногда строгость и требовательность к детям сочетались с любовью к ним. В случаях, когда в семье были хорошие наставники, предъявлявшие требования к поведению, хорошим манерам, но детям там было легко, в доме царила весёлая, доброжелательная атмосфера.
Вместе с манерами, дворянские дети осваивали иностранные языки – в первой половине 18 века – немецкий, позже детей стали обучать французскому языку; во второй половине 18 века детей учили немецкому, английскому и реже итальянскому и польскому языку.
Образование и воспитание дворянских детей
Образование и воспитание дворянских детей осуществлялось в зависимости от достатка семьи.
Мелкопоместные мелкие дворяне в связи с маленьким материальным достатком, обучали и воспитывали детей дома, воспитанием занимались родители и старшие дети, поэтому образование и воспитание было незначительно, подросшие дети были малограмотны или неграмотны.
В 19 веке образованию и воспитанию детей стали придавать большое значение, поэтому родителями нанимались наставники, в основном, иностранцы, имеющие самые разнообразные профессии (актёры, ремесленники, парикмахеры, лакеи), так как в русских учителях был недостаток. Недостаток педагогических знаний у наставников сказывался на воспитанности и образованности детей.
В состоятельных дворянских семьях детей обучали:
- французскому языку,
- изучали мифологию,
- историю,
- географию.
Совсем не обучали русской грамматике и Закону Божьему (из-за отсутствия учителей).
Образование и воспитание девочек
Образованию и воспитанию девочек практически не придавали внимания, только в начале 18 века девочек из высших аристократических семей воспитывали в свете новых требований – их учили иностранным языкам и «политесу», танцевать, играть на музыкальном инструменте, петь, обучали элементарным навыкам письма.
Девочек обучали дома или отдавали в закрытый институт благородных девиц, которые были открыты в Петербурге и Москве, а позднее - в Казани, Одессе, Нижнем Новгороде, Киеве и др. городах.
Основной целью воспитания состоятельных девушек было обучение поведению на балу, девушек учили хорошо выглядеть и нравиться мужчинам, менее состоятельных девушек обучали ведению домашнего хозяйства. Высоко чтились нравственные нормы, девушкам практически с рождения внушалось, что «прилично», что «не прилично».