Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система воспитания в «Школе радости»

В.А.Сухомлинский

Василий Сухомлинский стал учителем начальной школы в семнадцать лет. Это была небольшая школа, расположенная недалеко от родного села. На дневном отделении педагогического института Василь смог проучиться только два года. После тяжелого заболевания плевритом был вынужден перевестись в Полтавский пединститут уже на заочное отделение. Окончил институт Сухомлинский в 1939 году. Ранее этот же институт окончил Макаренко.

За свою жизнь В.А. Сухомлинский написал сорок книг и пособий, множество научных и научно-популярных статей. Его работы были изданы во многих странах мира, на различных языках. Наиболее известными и популярными произведениями являются следующие: «Сердце отдаю детям»; «Как воспитать настоящего человека»; «Мудрая власть коллектива»; «Разговор с молодым директором школы»; «Родина в сердце»; «Хрестоматия по этике»; «Письма к сыну»; «Потребность человека в человеке»; «Об умственном воспитании»; «Книга о любви»; «Человеческая личность неповторима»; «Верьте в человека»; «Нравственный идеал молодого поколения»; «Рождение гражданина»; «Павлышская средняя школа»; «Воспитание коллективизма у школьников»; «Мудрость родительской любви».

Сухомлинского вдохновляла на эффективную работу директором школы и одновременное написание научных работ, прежде всего, любовь к детям.

Главным предметом в его школе было человековедение. Сухомлинский считал это важной частью в образовании и воспитании маленького человека. Истоки такого подхода скрыты в трагедии войны, которую испытали миллионы людей, в том числе и Сухомлинский.

Василий Александрович стал директором Павлышской средней школы в 1947 году. С тех пор он целые дни проводил с детьми. Сухомлинский был счастлив, обучая, воспитывая, перевоспитывая, выхаживая детей переживших ужасы войны. Работать Сухомлинский начинал рано, уже в четыре-пять часов утра, он сидел в своем кабинете и работал. В восемь часов он каждый день на протяжении многих лет выходил встречать детей, их голоса радовали его сердце.

Основные принципы педагогической деятельности в «Школе радости»

Опыт В.А. Сухомлинского в разной степени используется в современном образовании воспитателями и педагогами. Идеи Сухомлинского касались разных областей воспитания, а в частности:

«Система воспитания в «Школе радости»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Сухомлинский большую роль отводил использованию природы в воспитании дошкольников и младших школьников. В.А. Сухомлинский считал, что познание природы провоцирует умственное развитие детей. Он отводил общению с природой много учебного времени, считая это уроками мышления и развития ума. Он полагал, что развитие детского мозга наиболее эффективно происходит среди наглядных образов, в частности среди образов родной природы. Постепенно мысли ребенка переключаются с наглядного образа на обработку информации об этом образе (Рис. 1). Изоляция детей от природы, восприятие знаний только через слово, порождает утомляемость и не способность справиться с задачами, которые ставит педагог.

Основные принципы педагогической деятельности в «Школе радости»

Рис.1

Сухомлинский считал природу источником нравственного воспитания и доброты.

Человечность и доброта, ласка и доброжелательность, согласно теории Сухомлинского, зарождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

В красоте природы он видел неиссякаемый источник поэтического творчества детей. Природа способствует сочинению детьми сказок, стихов, рассказов.

Естественным источником детского здоровья также является природа. В.А. Сухомлинский вместе с медиками изучал состояние здоровья детей в «Школе радости». Он совмещал укрепление здоровья детей и познание явлений природы. Первые три-четыре недели «Школы радости» ребята проходили каждый день два-три километра; во второй месяц это расстояние увеличивалось до пяти; в третий до шести километров. Всё это реализовывалось среди родной природы.

Для оздоровления детей В.А. Сухомлинский в «Школе радости» применял следующие методы:

  • Закаливание ног. В весенние, летние и осенние месяцы дети ходили в школу босиком.
  • Пешие прогулки среди природы.
  • Питание на природе, с целью развития аппетита у детей.
  • Создание и использование детских площадок для возможности игр на свежем воздухе.
  • Проведение различных праздников и мероприятий.
  • Создание материальной базы для реализации трудовой деятельности детей.

Для повышения эффективности оздоровительной работы Сухомлинский предлагал продолжать эти мероприятия в семье. Он формулировал их так:

  • Обязательное употребление детьми меда в лечебных целях, желательно со своей пасеки.
  • Высадка плодовых деревьев в семейном саду, особенно яблонь.
  • Запас продуктов на весенние месяцы, богатых витаминами.
  • Поездки родителей с детьми в поля с воздухом насыщеном фитонцидами злаков.
  • Высадка родителями под окнами детских комнат ореховых деревьев, запах которых убивает микробы и отпугивает вредных насекомых.
  • Оборудование во дворе летнего душа.

В «Школе радости» проходило планомерное вовлечение всех учащихся в общественно полезный труд, трудовые обязанности выполнялись в основном на свежем воздухе.

Сухомлинским были сформулированы правила вовлечения детей в общественно полезный труд, которые реализовывались в «Школе радости»:

  • включение всех детей с пяти-шести лет в полезный физический труд;
  • собственной заслугой может считаться только сделанное своими руками, разумом и творчеством;
  • ценность имеют подарки в которые вложены собственные трудовые и умственные усилия.

Еще одной особенностью «Школы радости» был принцип оценки знаний.

У Сухомлинского отметка всегда всегда несла оптимизм, это было вознаграждением за трудолюбие, а не наказание за лень.

Сухомлинский добился, чтобы родители его учеников не требовали от них высоких оценок. «Школа радости» не знала психоза погони за отличными отметками. Отличники не чувствовали себя счастливчиками, а троишников не угнетало чувство неполноценности.

Педагогическое наследие Василия Александровича Сухомлинского имеет огромное значение. Оно актуально в современном мире, когда на первый план в образовании снова выходит формирование личности, воспитание гражданина-патриота и настоящего человека.

Дата последнего обновления статьи: 29.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot