Истоки разнообразия трактовок понятия воспитание
Воспитание – это основная категория педагогической науки. Историческое развитие общества и педагогической науки в частности провоцировало различные подходы к воспитанию человека. Чаще всего влияние на определение воспитания оказывали социальные установки и задачи государства. Идеологический аспект был одним из определяющих в воспитании. Развитие отдельной личности не было приоритетным в воспитании.
Если обратиться к корням и происхождению самого слова «воспитание», то узнаем, что происходит оно от древнерусского слова «възъпитание» - возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное. Трактовка понятия «воспитание» зависит от того, что является для исследователя определяющим в данной категории. В этом вопросе существует два основных подхода (рис.1):
- субъект-объектный;
- субъект-субъектный.
В первом случае человек является объектом педагогического процесса и воспитание возможно под влиянием из внешнего окружения.
При субъект-субъектном подходе педагог и воспитанник находятся в эффективном взаимодействии между собой.
Рис. 1
Субъект-объектный подход к воспитанию
В случае, когда человек является объектом воспитательного процесса, воспитание – это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений и общественного поведения. Воспитание в таком случае рассматривается как управление формированием личности или отдельных качеств в соответствии с потребностями определенного общества. Здесь не идет речь об индивидуальном подходе и развитии конкретной личности.
Такой подход характерен для традиционной и для гербартианской педагогики.
Традиционная педагогика рассматривает воспитание, как развитие личности через социализацию с учетом максимальной полезности для общества. Воспитание в традиционной педагогике - это процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, но при этом требующих определенной внешней инициации. Такое понимание воспитательного процесса связывают с закрытым образованием и его принципами: целенаправленной деятельностью, влиянием, формированием качеств и убеждений, передачей социального опыта. Эти понятия отражают традиционные педагогические действия, в которых личность самого воспитанника выступает как объект манипулируемый.
Последователи гербаританской педагогики управления считают, что воспитание – это процесс воздействия на личность, при этом человек является объектом такого воздействия.
Монистический подход к воспитанию рассматривает его как социально-биологический процесс. Исходя из этого, определение включает в себя следующие характеристики:
- индивидуально-ненаследуемое изменение поведения, сознания и физических качеств человека, организуемое и проводимое в целях окружающей его социальной среды;
- изменение качеств социального человека, как части общего социального приспособления;
- в классовом обществе воспитание всегда происходит в интересах господствующего класса;
- изменение биологических качеств человека в интересах социальной среды, при котором требования среды являются определяющими, а биологические качества - определяемыми.
В отечественной педагогике советского периода считалось, что воспитание есть воздействие государства и его образовательных институтов на развитие личности, осуществляемое в интересах государства или общества. В советское время происходило практически манипулирование психикой воспитанника, навязывание ему определенных ценностей и направлений развития. Человек был лишен персональной ответственности за принятые им решения; личностное мировоззрение, поведение и поступки оценивались согласно навязанному обществом эталону.
Субъект-субъектный подход к воспитанию
Под воздействием процесса развитие гуманизма к воспитанию появился новый подход, при котором личность воспитанника – это не объект на который оказывают воспитательное воздействие. Личность – это равноправный участник воспитательного процесса.
Сторонником такого подхода был Ж.Ж.Руссо с его теорией свободного воспитания. В разных странах его теория имела своих последователей: в Италии – это Мария Монтессори, во Франции – Френе, а в России – Л.Н.Толстой и К.Н.Вентцелем. Воспитание, как формирование свободной личности со своей системой ценностей, получило воплощение при реализации этой теории.
Личность как субъект воспитательного процесса рассматривается и в антропософской теории австрийского философа Рудольфа Штейнера. В его Духовной Науке воспитание – это раскрытие у ученика способностей к самопознанию и саморазвитию при взаимодействии с педагогом, который помогает и направляет.
Большое количество поклонников есть у гуманистической теории воспитания. Ее основателями были А.Маслоу и К.Роджерс. С точки зрения гуманистов, воспитание – это процесс формирования, в результате партнерства педагога и воспитанника, свободы выбора, самоактуализации, определение своего пути.
Общие определения
На основании вышеперечисленных теорий можно сформулировать следующее определение воспитания.
Воспитание - целенаправленное формирование условий для освоения индивидом культуры, трансформации ее в личный опыт через организованное воздействие на развитие личности со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью направления его на саморазвитие и самостоятельность.
Можно сформулировать и по-другому, сохраняя суть и смысл. Воспитание - это целенаправленное формирование человеческой личности на основе формирования определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира, мировоззрения и поведения.
Можно трактовать воспитание в более узком значении, как решение определенной воспитательной задачи. Это может быть воспитание определенных черт характера или познавательной активности, трудолюбия или патриотизма. В таком случае, трактовка понятия «воспитание» будет осуществляться в рамках определенного типа воспитания.
Можно сделать вывод о том, что трактовка понятия «воспитания» зависит от того какие цели ставятся перед ним, каким содержанием оно наполняется, посредством каких методов реализуется.
Рассматривая множество теорий, приоритет следует отдавать тем, где во главе угла стоит личность, ее потребности и возможности, а не идеология или требования социума. На практике сложно отделить влияние этих факторов, но оно не должно становиться главенствующим.