Проблема определения понятия внеучебной деятельности
Внеучебная деятельность всегда привлекала пристальное внимание многих педагогов, учёных и методистов. Проанализировав различную методико-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что кроме большого количества определений внеучебной деятельности, существует также проблема с внедрением в данной теме таких смежных понятий, как внеурочная и внеклассная деятельность.
Попытаемся разобраться в данной проблеме, рассмотрев различные виды деятельности подростков и их взаимосвязь.
Можно говорить о том, что в методико-педагогической литературе 60-90 гг. XX века употреблялось лишь понятие внеклассной работы, и только в 90-х годах возникает понятие внеурочной деятельности, не имеющее, однако, какого бы ни было существенного различия с понятием внеклассной, и чаще всего сопоставимой с ней.
Позднее в некоторых учебно-методических пособиях и в словаре Федерального Государственного Образовательного Стандарта начинает встречаться понятие внеучебной деятельности, которое, являясь равнозначным внеурочной деятельности, вообще не находит самостоятельного определения.
Таким образом, можно утверждать об отсутствии целостности в определениях таких часто применяемых всеми понятий, как внеклассная деятельность, внеурочная деятельность и внеучебная деятельность.
В 1996 году был опубликован курс лекций по педагогике Калининградского университета О. С. Гребенюк, в котором деятельность учащихся систематизируется по следующим критериям:
- по времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);
- по месту проведения (классная и внеклассная деятельность);
- по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).
Рассмотрим взаимосвязь классификаций по месту и по времени проведения деятельности подростков.
Проблема определения понятия внеучебной деятельности">
В классе ведутся как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочные занятия могут проводиться за пределами класса (например, физкультура на спортивном стадионе или урок природоведения в парке). Разнообразные экскурсии, туристические походы также проводятся за пределами класса и во внеурочное время. Из этого следует, что позволительно отождествлять понятия урочной и классной деятельности, также как и внеурочной и внеклассной деятельности.
Взаимосвязь внеучебной и внеурочной деятельности
Теперь следует обратить внимание на взаимосвязь деятельности учащихся по времени проведения и по отношению к учебным задачам.
Между урочной и внеучебной деятельностью невозможно провести взаимосвязь, потому что непосредственно на уроках решаются поставленные учебные задачи. Многие внеурочные занятия, например, кружки, факультативы, призваны решать эти учебные задачи. Театральные студии, спортивные и художественные секции ведутся во внеурочное время, однако могут быть частично связаны или не связаны вообще с решением учебных задач, что относит их к внеучебной, или к внеурочной деятельности учащихся соответственно.
Можно представить взаимосвязь учебной, внеучебной и внеурочной деятельности учащихся в виде множеств.
Таким образом, на основе проведённого исследования, можно утверждать о том, что понятие внеурочной деятельности подразумевает под собой всякую организованную преподавателем либо учащимися самостоятельно активность во внеурочное время, основанную на личном интересе участников с целью развития не только в образовательном, но и в духовно-нравственном плане.
В случае смещения акцентов данной деятельности в большей степени на воспитание и отсутствие учебных задач следует говорить о внеучебной деятельности.
Понятие внеклассная работа можно считать подобным понятию внеурочной деятельности.
Таким образом, исследование учебно-методической и педагогической литературы позволило найти определение понятия внеучебной деятельности. Наличие множества его формулировок доказывает актуальность исследования этого вопроса, всестороннего изучения данной проблематики.
Определение внеучебной деятельности по ФГОС
Внеучебная деятельность учащихся является одной из инновационных составляющих ФГОС второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится неотъемлемым компонентом школьного образования.
Принципиальная разница между образовательными стандартами второго поколения заключается в усилении их ориентации на итоги образования как системообразующий элемент конструкции стандартов. В новом ФГОС подробнее выражается соотношение образования и воспитания. Воспитание рассматривается в качестве миссии образования, охватывающей и пронизывающей все виды образовательной деятельности.
Внеучебная деятельность – это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которой решаются, в соответствии с программой школы, задачи воспитания и социализации, формирования универсальных учебных действий, развития интересов.
Внеучебная деятельность - обязательная часть образовательного процесса в школе, которая помогает реализовывать требования ФГОС в полной мере. Особенностями этого элемента образовательного процесса являются предоставление школьникам возможности занятий широкого спектра , направленных на их развитие, самостоятельность школы в процессе наполнения внеурочной деятельности определённым содержанием.
Организуемая педагогами деятельность во внеучебное время, ориентирована, в первую очередь, на интересы детей, на предоставление им возможности выбора, что способствует их самоопределению и самореализации.
Внеучебная деятельность помогает удовлетворять разнообразные интересы школьников в неформальном общении, клубах, кружках, любительских объединениях.
В свободное от занятий время ученики выбирают не только формы досуга, но и формы занятий, которые способствовали бы углубленному изучению определённого предмета.
Основные педагогические условия, которые позволяют достичь активной включенности учащихся во внеучебную деятельность:
- личностно ориентированное информационное обеспечение включения детей в различные занятия;
- планирование школьниками своей внеучебной деятельности;
- готовность учителей управлять процессом включения школьников во внеучебную деятельность.