Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Планирование воспитательной работы с классом

Для чего необходимо планирование?

Следует изначально обратить внимание, что планирование воспитательной работы не должно ограничиваться составлением плана воспитательной работы. К сожалению, на практике это очень часто встречается.

Планирование представляет собой творческий процесс, непрерывный на протяжении всего периода работы с воспитанниками.

Необходимо понимать, что планирование необходимо учителю, а не администрации школы и является частью профессиональной деятельности педагога в работе с детьми.

Планирование воспитательной работы основано на взаимовыгодном сотрудничестве педагога, детей и родителей учащихся, на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной и творческой для всех участников процесса.

Само планирование должно быть процессом увлекательным и для школьников, и для родительского коллектива, и для учителя. Каждый из участников вносит свой вклад в конечный результат планирования. После проведения опроса родителей и коллективного планирования интересно будет провести совместное собрание родителей и учащихся. Цель такой встречи вывести окончательный вариант коллективных дел, на основе которых учитель сможет составить полноценный план воспитательной работы.

Построение плана воспитательной работы

Структура плана воспитательной работы может быть следующей:

  1. Характеристика классного коллектива:
  • состав класса и его общая характеристика,
  • сплоченность класса,
  • связь классного коллектива с общешкольным.
  • Воспитательные задачи.
  • Жизнедеятельность классного коллектива.
  • Работа с родителями учащихся.
  • Индивидуальная работа с учащимися.
  • Подходы к оформлению плана и собственно планированию дел воспитательной работы могут быть различными, и представлены в следующих формах:

    • планирование по ключевым делам;
    • календарное планирование;
    • план-сетка;
    • планирование по видам деятельности.

    Пример плана воспитательной работы:

    Планирование воспитательной работы с классом

    Рис. 1

    Педагог может самостоятельно разработать оригинальный вариант оформления плана воспитательной работы. Но при этом должны соблюдаться основные требования к содержанию плана воспитательной работы:

    • целенаправленность плана работы;
    • учет возрастных особенностей и основных интересов учащихся;
    • преемственность, системность и последовательность в планировании и реализации дел;
    • реальность;
    • многообразие педагогических форм и методов;
    • творческий характер планирования.

    Перед планированием важно изучить программу воспитания, выяснить факторы, которые оказывают значительное влияние на создание системы воспитания. С этим помогают справиться мониторинг социума и диагностика воспитания. Мониторинг социума включает составление социальной карты учащегося, в которой отражаются следующие характеристики: полная или неполная семья, образовательный уровень родителей, материальное положение семьи, бытовые условия проживания и другие. Таким же образом составляется карта воспитывающей среды и проводится диагностика воспитания.

    Следующий вид деятельности по планированию воспитательной работы – это проведение анкетирования учащихся и родителей. Данные для анкетирования могут быть выбраны классным руководителем.

    Такой подход помогает определить задачи на ближайшую перспективу и спланировать формы воспитательной работы для достижения поставленных задач.

    На этапе реализации программ воспитания требуется определить итоги, как промежуточные, так и конечные.

    Постоянно изобретать новые формы работы педагогу достаточно сложно, но моделировать обновленный процесс воспитания на основе уже имеющихся и опробованных, вполне реально. Классному руководителю необходимо научиться конструировать новые формы работы. Для этого можно воспользоваться простым алгоритмом:

    • определить возрастные особенности участников;
    • определить тип дела в зависимости от воспитательных задач, например познавательное, творческое, прикладное или подвижное;
    • пересмотреть известные формы, добавляя к ним подходящее содержание;
    • остановится на понравившемся сочетании и посмотреть, что диктует форма, соответствует ли это желаемому содержанию и привлекательно ли для детей.

    Правила планирования воспитательной работы

    Сформулируем основные правила планирования воспитательной работы с классным коллективом:

    • планируемые мероприятия должны соответствовать определенному возрасту учащихся и учитывать особенности деятельности, как психологической основы этого возраста;
    • каждое мероприятие должно нацеливаться на конечный результат и при этом решать поставленные задачи;
    • планирование внеклассных мероприятий носит системный, а не спонтанный характер;
    • планирование должно принимать во внимание цели и задачи воспитательной системы школы, определенной параллели, а так же мнение учащихся и родителей;
    • классный руководитель в начале работы с классным коллективом должен изучить систему воспитательной работы предыдущего классного руководителя и продолжить начатое, совершенствуя процесс и добавляя индивидуальные решения;
    • в планировании главное место должно быть отведено традиционным мероприятиям школы;
    • классный руководитель обязан изучить, анализируя воспитательную работу за предыдущий год, проблемы классного коллектива и школы и наметить пути их решения в будущем году;
    • внеклассные мероприятия должны быть разнообразными по форме, по содержанию, не просто интересными, а еще и развивающими;
    • планирование должно учитывать исторические даты;
    • составление плана воспитательной работы – это совместная деятельность педагога, детей и родителей.
    Дата последнего обновления статьи: 26.01.2024
    Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
    ИИ ответит за 2 минуты
    Все самое важное и интересное в Telegram

    Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

    Перейти в Telegram Bot