Для чего необходимо планирование?
Следует изначально обратить внимание, что планирование воспитательной работы не должно ограничиваться составлением плана воспитательной работы. К сожалению, на практике это очень часто встречается.
Планирование представляет собой творческий процесс, непрерывный на протяжении всего периода работы с воспитанниками.
Необходимо понимать, что планирование необходимо учителю, а не администрации школы и является частью профессиональной деятельности педагога в работе с детьми.
Планирование воспитательной работы основано на взаимовыгодном сотрудничестве педагога, детей и родителей учащихся, на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной и творческой для всех участников процесса.
Само планирование должно быть процессом увлекательным и для школьников, и для родительского коллектива, и для учителя. Каждый из участников вносит свой вклад в конечный результат планирования. После проведения опроса родителей и коллективного планирования интересно будет провести совместное собрание родителей и учащихся. Цель такой встречи вывести окончательный вариант коллективных дел, на основе которых учитель сможет составить полноценный план воспитательной работы.
Построение плана воспитательной работы
Структура плана воспитательной работы может быть следующей:
- Характеристика классного коллектива:
- состав класса и его общая характеристика,
- сплоченность класса,
- связь классного коллектива с общешкольным.
Подходы к оформлению плана и собственно планированию дел воспитательной работы могут быть различными, и представлены в следующих формах:
- планирование по ключевым делам;
- календарное планирование;
- план-сетка;
- планирование по видам деятельности.
Пример плана воспитательной работы:
Рис. 1
Педагог может самостоятельно разработать оригинальный вариант оформления плана воспитательной работы. Но при этом должны соблюдаться основные требования к содержанию плана воспитательной работы:
- целенаправленность плана работы;
- учет возрастных особенностей и основных интересов учащихся;
- преемственность, системность и последовательность в планировании и реализации дел;
- реальность;
- многообразие педагогических форм и методов;
- творческий характер планирования.
Перед планированием важно изучить программу воспитания, выяснить факторы, которые оказывают значительное влияние на создание системы воспитания. С этим помогают справиться мониторинг социума и диагностика воспитания. Мониторинг социума включает составление социальной карты учащегося, в которой отражаются следующие характеристики: полная или неполная семья, образовательный уровень родителей, материальное положение семьи, бытовые условия проживания и другие. Таким же образом составляется карта воспитывающей среды и проводится диагностика воспитания.
Следующий вид деятельности по планированию воспитательной работы – это проведение анкетирования учащихся и родителей. Данные для анкетирования могут быть выбраны классным руководителем.
Такой подход помогает определить задачи на ближайшую перспективу и спланировать формы воспитательной работы для достижения поставленных задач.
На этапе реализации программ воспитания требуется определить итоги, как промежуточные, так и конечные.
Постоянно изобретать новые формы работы педагогу достаточно сложно, но моделировать обновленный процесс воспитания на основе уже имеющихся и опробованных, вполне реально. Классному руководителю необходимо научиться конструировать новые формы работы. Для этого можно воспользоваться простым алгоритмом:
- определить возрастные особенности участников;
- определить тип дела в зависимости от воспитательных задач, например познавательное, творческое, прикладное или подвижное;
- пересмотреть известные формы, добавляя к ним подходящее содержание;
- остановится на понравившемся сочетании и посмотреть, что диктует форма, соответствует ли это желаемому содержанию и привлекательно ли для детей.
Правила планирования воспитательной работы
Сформулируем основные правила планирования воспитательной работы с классным коллективом:
- планируемые мероприятия должны соответствовать определенному возрасту учащихся и учитывать особенности деятельности, как психологической основы этого возраста;
- каждое мероприятие должно нацеливаться на конечный результат и при этом решать поставленные задачи;
- планирование внеклассных мероприятий носит системный, а не спонтанный характер;
- планирование должно принимать во внимание цели и задачи воспитательной системы школы, определенной параллели, а так же мнение учащихся и родителей;
- классный руководитель в начале работы с классным коллективом должен изучить систему воспитательной работы предыдущего классного руководителя и продолжить начатое, совершенствуя процесс и добавляя индивидуальные решения;
- в планировании главное место должно быть отведено традиционным мероприятиям школы;
- классный руководитель обязан изучить, анализируя воспитательную работу за предыдущий год, проблемы классного коллектива и школы и наметить пути их решения в будущем году;
- внеклассные мероприятия должны быть разнообразными по форме, по содержанию, не просто интересными, а еще и развивающими;
- планирование должно учитывать исторические даты;
- составление плана воспитательной работы – это совместная деятельность педагога, детей и родителей.