Воспитанность представляет собой свойство личности, которое характеризуется совокупностью сформированных и социально значимых качеств, в общем отражающих отношение индивида к миру, к людям и к самому себе.
Оценка воспитанности школьника
Степень воспитанности учащегося определяет уровень сформированности личностных качеств ребенка в соответствии с особенностями возраста. Общая оценка воспитанности школьника определяется на основе определенных оценочных показателей:
- Поведение ребенка в семье:
- степень интереса к делам и проблемам семьи;
- вежливое обращение по отношению к членам семьи;
- реакция на замечания в семье;
- проявление уважения по отношению к старшим по возрасту;
- проявление заботы о младших членах семьи;
- выполнение данных поручений и обязанностей в семье.
- внимательность в процессе учебной деятельности;
- старательность при выполнении домашних заданий;
- трудолюбие, усердие, аккуратность в учебной деятельности;
- проявление ответственности при выполнении общественных дел;
- бережное отношение к материальным средствам обучения;
- адекватное отношение к успехам и неудачам в учебной деятельности;
- соблюдение дисциплины на переменах.
- вежливое и уважительное общение со старшими;
- выполнение поручений и просьб старших;
- оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
- активное участие в коллективной деятельности;
- готовность к бескорыстной помощи;
- стремление не подвести членов коллектива;
- стремление делиться своими эмоциями с членами коллектива сверстников.
- соблюдение порядка и чистоты в общественных местах;
- бережное отношение к природе.
- соблюдение личной гигиены;
- аккуратность и бережливость к личным вещам;
- самокритичность;
- выполнение режима дня;
- правдивость, честность, принципиальность.
Диагностирование по данным критериям проводится в начале и конце учебного года. Во второй половине октября и первой половине апреля соответственно. Оценка проводится по пятибалльной шкале. Высокий уровень воспитанности оценивается в пять баллов и подразумевает яркое проявление воспитанности. Уровень выше среднего оценивается в четыре балла и свидетельствует, что воспитанность проявляется в целом, но имеет отклонение от нормы в частных случаях. Средний уровень воспитанности соответствует оценке три балла и говорит о том, что воспитанность проявляется недостаточно или время от времени. Слабое проявление воспитанности оценивается двумя баллами и соответствует низкому уровню. Остановимся подробнее на каждом из этих уровней.
Высокий уровень воспитанности школьника проявляется в активной поддержке учителя, сотрудничество с ним в различных сферах школьной жизнедеятельности. Такой ребенок положительно реагирует на требования старших по возрасту людей, проявляет стремление к учению и общественной деятельности. Школьник с высоким уровнем воспитанности самостоятелен.
Уровень выше среднего свидетельствует о том, что нравственные установки соответствуют моральным требованиям общества. Ученик выборочно реагирует на требования, сотрудничает с педагогом только при совпадении общих и личных интересов. Такие школьники достаточно болезненно воспринимают замечания и часто не доводят начатое дело до конца. Самовоспитание у них не носит систематического характера.
При среднем уровне воспитанности школьник положительно реагирует только на устойчивые требования, стремится избегать контроля и не стремится помогать учителю. Учащийся с таким уровнем воспитанности не понимает ценности образования для развития своих способностей, тем самым сужая круг своих интересов. Личные интересы в такой ситуации ставятся выше общественных. Знания учащихся часто бывают поверхностны.
Низкий уровень воспитанности требует повышенного внимания со стороны педагогов и родителей. Школьники с данным уровнем воспитанности равнодушно относятся к общественной жизни, не видят социального смысла в учебе и трудовой деятельности. Наблюдается систематическое неподчинение требованиям. Учебные, трудовые и жизненные навыки у таких детей не сформированы и носят поверхностный характер.
В процессе проведения оценки уровня воспитанности школьников на первом этапе проводится анкетное исследование родителей, а на втором этапе формируется диагностическая карта личностного развития школьника. В ней фиксируются крупные достижения и недостатки личности, увлечения, специфические умения, поведение, положение в школьном коллективе, способность к выполнению поручений, трудовая активность, уровень самооценки.
В процессе диагностики требуется особое внимание обращать на проявление воспитания в оценках, суждениях, поступках и действиях обучающихся.
Педагоги используют разные формы исследований для коллективной и индивидуальной оценки уровня воспитанности.
Задачи мониторинга уровня воспитанности
Основные задачи мониторинга уровня воспитанности заключаются в следующем:
- социализация школьника, адаптация к самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравственного климата, сохранению традиций;
- создание условий для реализации индивидуальных особенностей детей;
- воспитание свободной, талантливой и активной личности, инициативного, самостоятельного, просвещенного и культурного человека, проявляющего в жизни доброту, честность, милосердие, способного сострадать.
В любой деятельности важен результат, в том числе и в оценке воспитанности школьников. Результат считается достигнутым, если:
- сформирована личность, способная к творческому самовыражению, с активной жизненной позицией;
- воспитано чувство ответственности, гражданственности, нравственности и гуманизма у школьников;
- школьники осознают учебные, общественные и трудовые обязанности.
Можно и нужно использовать различные тесты и средовые методики для определения уровня воспитанности, но ничто не подтвердит уровень воспитанности человека лучше, чем его поступки. Основу мониторинга воспитанности составляют наблюдение за поступками, действиями, отношениями школьников, выявление и анализ их мотивации.
Нецелесообразно устанавливать единые критерии эффективности воспитательного процесса для всех школ и коллективов. Они могут разрабатываться участниками процесса с учетом целей и задач проводимой работы. Данные критерии служат в первую очередь инструментом самоанализа и самооценки школьников, педагогов, родителей. Они должны быть конкретными, доступными для измерения и понятными для детей и взрослых.