Экологическое воспитание
У детей в дошкольном возрасте посредством целенаправленного педагогического воздействия можно сформировать задатки экологической культуры, осознанного и правильного отношения к явлениям и объектам природы. Такое отношение вырабатывается только при условии тесного контакта и взаимодействия ребенка с растительным и животным миром.
Осознанно-правильное отношение к природе - это совокупность знаний ребенка и активных проявлений, в частности: интереса к различным явлениям природы, желания сохранить природу и создать нужные условия для жизни растений и животных, эмоционального отклика на любые проявления природного мира, его красоту.
Правильное отношение к окружающему миру может быть сформировано у детей, если их систематически знакомить с природным разнообразием, демонстрировать связь со средой обитания, вовлекать в практическую деятельность по поддержанию необходимых условий для жизни растений и животных, предоставлять возможность наблюдать за их ростом и развитием.
В дошкольный период с помощью экологического воспитания в ребенке закладывается первоначальное понимание взаимодействия человека с природой.
Эффективным способом реализации экологического образования является проектная деятельность. Экологические проекты, реализуемые в детском саду, дают начало формированию экологической культуры у детей. Такие проекты строятся на организации взаимодействия ребят с природой их непосредственного окружения, познании того, что растет и живет рядом.
Экологический проект «Птицы родного края»
Цель проекта: закрепление представлений воспитанников о птицах, их образе жизни и связи с окружающей средой, а также роли человека в жизни птичьего сообщества, привлечение внимания воспитанников к охране окружающей среды, научить ребят быть милосердными.
Задачи проекта:
- расширение знаний воспитанников о птицах родного края;
- наблюдение за повадками птиц;
- знакомство с кормушками и их назначением, способах их изготовления из различных материалов;
- заинтересовать родителей деятельностью, связанной с охраной природы и рассказать о необходимости воспитания у детей сознательного отношения к миру;
- научить детей и родителей организовывать природоохранную деятельность;
- научить воспитанников правильно подкармливать птиц;
- воспитание заботливого отношения к птицам и желания помогать им в зимних условиях.
Проект состоит из трех основных этапов:
- подготовительный, который заключается в создании необходимых условий для реализации проекта, в частности: обсуждение с родителями целей и задач проекта, подбор литературы, подготовка презентаций; изготовление дидактических игр; организация выставки рисунков, посвященных птицам, изготовление кормушек.
- основной этап проекта, включающий выставку кормушек, выбор места для развешивания кормушек, наблюдение за птицами, кормление птиц, оформление агитплакатов с призывом подкармливать птиц зимой, создание и заполнение дневника наблюдений.
- заключительный этап, на котором подводятся итоги проекта, награждение участников и победителей конкурсов.
Экологический проект «Секреты воды»
Цель проекта: уточнение и расширение представлений детей о воде в различных состояниях, ее признаках, свойствах.
Задачи проекта:
- создать условия для формирования познавательного интереса у детей;
- расширение представлений детей о свойствах воды, её переходах в разные состояния;
- формирование представлений о значении воды в жизнедеятельности человека.
Реализация проекта заключается в создании альбома «Секреты воды», совместные работы детей и родителей в виде рисунков, аппликаций, поделок, заучивание стихотворений о воде, чтение рассказов и сказок о ней, подготовка и просмотр презентации на тему «Вода».