Обращение государства и общества к идее духовно-нравственного воспитания личности как основного условия возрождения страны и личности не современном этапе не случайно. Утрата интенций дальнейшего развития, утрата смысла жизни, нравственная деградация личности, увеличение роста негативных социальных явлений – далеко не полный перечень сущностных характеристик современного глобального общества и личности, которые выступают свидетельством кризисного состояния нравственной сферы.
Сущность духовно-нравственного воспитания
В основе понимания духовно-нравственного воспитания лежат категории духовности и нравственности.
Под указанной абстрактной категорией духовности в современной научной литературе понимается качественная характеристика сознания, самосознания личности, которая отражает целостность и гармонию ее внутреннего мира, личностную способность выходить за собственные пределы, гармонизировать свое взаимодействие с социально-природной окружающей средой; особое эмоциональное состояние личности, которое проявляется в особых порывах души, особом восприятии окружающей действительности, в основе которого – чуткое отношение к другому, к человеку как таковому.
Нравственность представляет собой индивидуальную форму существования общественной морали, внутренний закон личности, который вынуждает ее соотносить свою деятельность с социально принятыми, социально одобряемыми нормами; твердая решимость следовать добрым влечениям совести и сердца.
Таким образом, духовно нравственное воспитание рассматривается как целенаправленный, организованный процесс педагогического воздействия на духовно-нравственную сферу личности; целенаправленное создание условий для развития духовно-нравственной сферы личности обучающихся.
Результаты духовно-нравственного воспитания на личностном уровне
Эффективная реализация духовно-нравственного воспитания позволяет обеспечить формирование ряда актуальных личностно значимых умений и навыков, включая следующие:
- способность, готовность к непрерывному духовному росту, нравственному саморазвитию, самосовершенствованию;
- укрепление нравственности на основе свободы выбора, усиление внутренних интенций личности поступать в полном согласии с велением совести;
- формирование морали как осознаваемой личностью необходимости реализации определенных форм поведения, основанных на общепринятых, социально одобряемых представлениях о добре и зле;
- развитие совести как нравственного личностного самосознания, способности индивидуума формулировать собственные нравственные обязательства, требовать от себя соблюдения моральных норм;
- принятие личностью национальных ценностей, духовных традиций как системы собственных убеждений;
- способность к реализации самостоятельных поступков, основанных на осуществлении морального выбора, принятие на себя ответственности за собственные поступки;
- осознание ценности другого человека, человеческой жизни, нетерпимость и умение противодействовать действиям, направленным на нанесение ущерба личности другого, его физическому или психологическому здоровью.
Социально-значимые результаты духовно-нравственного воспитания
В процессе реализации духовно-нравственного воспитания у личности формируется ряд социально значимых качеств и свойств, включая следующие:
- осознание себя как патриота страны на основании принятия системы национальных аксиологических модусов как своих убеждений;
- развитость чувства гражданской солидарности;
- законопослушность.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание выступает одним из актуальных, перспективных направлений педагогической деятельности, направленной на формирование актуальных социально и личностно значимых качеств.