История становления и сущность теории созревания
Данная теория основана на исследовании процессов психического развития личности ребенка, которое обусловлено его генетическим кодом. Процессы развития личности рассматриваются во взаимосвязи с процессами созревания, которые проходят идентично: имеется определенная последовательность прохождения этих процессов.
Созревание находится в конфронтации с факторами воздействия среды, которые необходимы для развития личности, но не могут оказать должное влияние на этот процесс, если отвечает и взаимодействует внутренним законам созревания.
Процессы психического развития детей были исследованы американским психологом А. Гезеллом. Им была проведена масштабная экспериментальная деятельность, направленная на изучение психического созревания личности с рождения и до трех лет. Это создало фундамент для постановки проблемы поиска направлений развития личности маленького ребенка на научную стадию. Таким образом стало возможным изучить стадии развития отдельных поведенческих процессов с момента появления ребенка на свет и до достижения им подросткового возраста.
Максимальный упор в исследованиях Гезелла был сделан на рассмотрение психического развития именно в первые три года жизни. Это объяснялось тем, что самым продуктивным периодом развития личности, проходящим в более высоком темпе и, наполненным обширным содержанием является именно ранний возрастной этап жизнедеятельности ребенка.
Ученый проводил поэтапное исследование развития ребенка, рассматривая переходы между разными возрастными этапами, анализируя изменение в поведении, чтобы составить схематическое представление формирования определенных форм психической активности:
- развития двигательных навыков;
- умственных способностей, увлечений;
- проявлении интересов и потребностей в различных направлениях деятельности.
Проводимые А. Гезеллом исследования носили лабораторный характер и сопровождались биографическими записями. Он тщательно сохранял результаты исследований в разнообразных формах: делал записи, фотоснимки, видеосъемки, строя графики. Таким образом, он изучал, каким образом развивается моторика ребенка, его речевой аппарат, как они влияют на построение социальных контактов.
В процессе своих исследований, Гезелл выделил два фактора, воздействующих на развитие ребенка:
- Внешние факторы окружающей среды. Развитие зависит от обстановки, в которой ребенок родился и существует, людей, которые его окружают, социальных процессов в обществе, воспитания.
- Внутренние факторы наследственного характера. Эти факторы, способствуют развитию ребенка изнутри, путем влияния генетического кода ребенка. Воздействие генов на развитие психических процессов представляет собой процесс созревания личности.
На основании исследования генетического воздействия на созревание личности в психологию был введен метод лонгитюдного исследования. Это исследование носит продольный, горизонтальный характер и предполагает изучение психического формирования личности одного и того же ребенка от его рождения и до переходного возраста.
Теория созревания А. Гезелла основывалась на том, что этапы развития личности полностью зависят от этапов ее созревания, что является естественным процессом, не требующим стороннего воздействия. Невозможно опередить процесс созревания. Он должен происходить естественным способом. Развитие ребенка должно произойти в нужное время, соответствующее полной готовности нервной системы к реализации того или иного действия, реакции, поведенческого процесса.
Концепция созревания Гезелла дала толчок к формированию нового взгляда на воспитание, которое, фактически не оказывает решающего влияния на личностное развитие. Ребенок может расти и развиваться самостоятельно, не нуждаясь в постороннем воздействии и ускорении темпов.
Благодаря исследованиям этого ученого, детская психология приобрела характер нормативной дисциплины, отражающей исследования этапов развития личности и построения на их основе психологических схем. Он разработал методику проведения контроля за психическим развитием ребенка от рождения до момента вступления в переходный возраст. Это позволило сравнивать реальные показатели развития личности с нормами и выявлять патологии.
Принципы теории созревания
Теория созревания, разработанная Арнольдом Гезеллом, базировалась на следующих основных принципах:
- Принцип отказа от приоритетной роли воспитания в развитии личности. Предполагалось, что необходимо исключить воспитание из приоритетного направления деятельности взрослых. Они должны понимать, что развитие ребенка заложено на генетическом уровне. Воспитание должно находится в балансе с созреванием и культурным этапом общественного развития. Культурные требования должны отвечать реальному развитию личности.
- Принцип наблюдения и наслаждения процессом развития. За развитием ребенка необходимо спокойно наблюдать, избегая ускорение его темпов и безрезультатного воздействия на него.
- Принцип уважительного отношения к этапу незрелости личности. Нужно понимать, что развитие происходит постепенно. Оно является поэтапным и постепенным. Все процессы будут развиваться в нужное время.
- Принцип принятия достигнутого уровня развития. Не следует постоянно думать о развитии, прогнозируя его дальнейшее развитие. Надо принимать каждый этап развития, уважать и ценить его, давая ребенку возможность насладиться текущим уровнем навыков и поведенческих реакций.
- Принцип индивидуализации. Учет особенностей личностного развития каждого ребенка, обусловленного его генетическим кодом, обуславливающим биологические импульсы к наилучшему варианту развития.