Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория содержательного обучения

Система обучения Давыдова В. В.

Давыдов Василий Васильевич в своих исследованиях много раз подчеркивал, что любая система обучения – развивающая. Все проблемы заключаются только в том, что каждая из них развивает конкретный элемент в психике и личности ребенка. При анализе традиционной системы обучения с этой позиции, Давыдов сделал вывод, что используемые в ней методы обучения развивают у детей эмпирико-рассудочный тип мышления, характерный для житейской человеческой практике. Его основа – эмпирические обобщения, которые осуществляются посредством сравнения и обозначения словом внешне одинаковых свойств предметов, которые стали содержанием понятия об этом классе предметов.

Функция эмпирического обобщения – упорядочить многообразие предметов и классифицировать их. Этот тип мышления предоставляет возможность человеку хорошо ориентироваться в системе имеющихся у него знаний относительно предметов и явлений действительности и выполнять набор необходимых стереотипных действий. Однако, эмпирико-рассудочный тип мышления не соответствует требованиям общества к развитию творчески мыслящих людей, умеющих самостоятельно овладевать новым набором знаний.

Давыдовым В. В. была поставлена задача научить ребенка самостоятельно учиться, то есть превратить его в субъект собственного образования. Путь к этому он видел через формирование у детей творческого отношения к действительности и способности самостоятельного теоретического познания с первых дней обучения.

В своих трудах он обосновал развитие нового типа мышления – научно-теоретического, построенного на теоретических или содержательных обобщениях.

Теоретические обобщения осуществляются через анализ эмпирических данных, касающихся какого-либо объекта, чтобы выделить существенные внутренние связи, определяющие его в качестве целостной системы.

Концепция развивающего обучения Давыдова В.В. базируется на идее того, что образование должно быть научным, то есть дети должны усваивать научные теоретические понятия. Для этого у них должны быть сформированы способность оперировать теоретическими понятиями, произвольность психических процессов, теоретическое отношение к действительности, потребность учебной деятельности и научного познания. Иными словами, учебная деятельность должна развиваться в качестве усвоения учебных предметов, соответствующих научным знаниям, как по их содержанию, так и по способу изложения.

«Теория содержательного обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Учебная задача и действия по ее решению

Обоснование подхода В. В. Давыдова к процессу реформирования системы обучения реализовано в совместной с Элькониным Д. Б. теории учебной деятельности. В соответствии с последней, основной компонент учебной деятельности – учебная задача. Она, по своему психологическому содержанию, отличается от конкретно-практической задачи, результат которой – изменить сам субъект. Учебная задача считается решенной только в том случае, если произошли заранее заданные изменения в субъекте. Значимый компонент учебной деятельности – особые действия по решению задач, которыми обеспечивается построение содержательных обобщений, и соответствующий способ ориентации в объекте. Такие действия включают:

  • сформулировать проблему, решение которой предполагает необходимость овладеть новыми понятиями;
  • преобразовать ситуацию, чтобы обнаружить всеобщее отношение рассматриваемой системы предметов или понятий;
  • моделировать выделенное отношение в графической и знаковой форме;
  • раскрывать свойства всеобщего отношения и их частные проявления;
  • контролировать выполнение предыдущих действий;
  • оценивать усвоение общего способа в качестве результата решения данной учебной задачи.

Контрольно-оценочные действия Давыдов считал особенно важными и подчеркивал, что именно они помогают развитию способности учеников к рефлексии на собственные познавательные процессы, что является существенной стороной теоретического мышления.

Полноценная учебная деятельность формируется на основании изучения учебного материала через организацию системы учебных действий, соответствующих содержательному обобщению, выступающему в качестве идеального отражения внутреннего движения и развития объекта.

Способ изложения учебного материала – восхождение от абстрактного к конкретному. Учебная деятельность начинается усвоением детьми всеобщих способов ориентации и действий в данной области, теме или классе задач.

Деятельность, которая должна быть совершена школьниками, по ее характеру и содержанию была приравнена Давыдовым к исследовательской деятельности, так как в ней в сжатой форме воспроизводятся действия, в результате которых будут построены научные понятия. Учебная деятельность – это не истинное исследование, а лишь его своеобразная учебная модель, называемая также квазиисследованием. В процессе реализации данной модели в школьном обучении, у учеников идет формирование внутренней позиции исследователя. Они испытывают весь спектр чувств, связанный с творческой деятельностью, то есть вдохновение, напряжение поиска, удивление и радость первооткрывателя.

Идея развивающего обучения Давыдова В. В. стала базисом для широкой педагогической практике как в нашей стране, так и за рубежом. На начальных этапах организовали экспериментальные классы, в которых ряд предметов преподавали на основании специально разработанных учебных программ. С 1959 года для проведения исследований в формате экспериментального обучения, создали лабораторную базу в школе № 91 г. Москвы. С 1964 года такие базы стали открываться в разных городах, а с 1990 года система развивающего обучения Давыдова В. В. и Эльконина Д. Б. сала официально действующей государственной образовательной системой.

Дата последнего обновления статьи: 04.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot