Теория поколений и ее закономерности
Теория поколений – это теория, описывающая повторяющиеся поколенческие циклы.
Данная теория была разработана американскими учеными Нейлом Хоулом и Уильямом Штраусом.
Она содержит в себе закономерности формирования мировоззрения разных возрастных групп и позволяет выстроить общение и взаимодействие людей разных возрастов, с разными взглядами, уровнем развития, мышлением.
Данная теория была разработана в 90-е годы XX столетия и содержит в себе сведения о том, что каждые двадцать лет рождаются люди, имеющие опыт и мировоззрение, похожий, но не совсем идентичный, опыту и мировоззрению своих предшественников.
В основу данной теории положены следующие закономерности:
- Различие системы ценностей у людей, относящихся к разным поколениям, выросших в разные эпохи, в разные периоды социального развития. Это обусловлено влиянием среды на формирование ценностных установок, ценностных ориентиров жизнедеятельности.
- Каждое поколение имеет конкретное отношение к семейным устоям, к риску, социальной жизнедеятельности, гражданской ответственности, риску.
- Каждое поколение формирует определенный коллективный портрет и формирует определенный жизненный сценарий.
Каждое поколение подлежит идентификации при его соответствии трем критериям:
- Одно поколение представляет одну историческую эпоху;
- В одном поколении его представители разделяют общие убеждения, идеологию и модели социального поведения;
- Наличие чувства принадлежности к конкретному поколению у его представителей.
Периодическое развитие социума, влияющее на формирование поколений и их повторение.
- Поведение каждого поколения, его особенности, виды, типовые параметры зависят от экономического цикла, который проходит в момент жизненного цикла в период взросления и формирования личности т.е. в первые двадцать лет.
Социальное развитие имеет циклический характер. Циклы сменяют друг друга, имея между собой определенную временную связь. Штраус и Хоув установили связь между цикличностью социально-экономических процессов и циклами жизнедеятельности человека. Как экономический цикл т.е. полный круговорот этапов развития, длится около 80-90лет, так и цикл жизни человека длится примерно столько же, включая несколько этапов развития, по времени, примерно соответствующих времени этапов экономического развития общества.
В развитии выделяют четыре этапа:
- Кризисный период. Он связан с изменением взглядов, идеалов, выработкой новых направлений деятельности, потребностью и готовностью к изменениям, преобразованиям. Люди желают меняться сами и менять окружающую действительность.
- Период подъема. Он является посткризисным этапом развития. В это время наблюдается слабое проявление индивидуальности отдельной личности. имеется авторитет, которому все следуют. Институциональные структуры находятся на сильной авторитетной позиции. Люди следуют общим правилам и общим взглядам, установкам, развиваясь бок о бок с обществом. При этом, индивидуальность личности страдает, так как не имеет возможности, проявить себя, следовать по другому пути развития.
- Период пробуждения. Он связан с осознанием народа ущемления своей свободы, угнетения своей индивидуальности. Это происходит в период пика социального развития, когда возникает потребность в преобразованиях. Дисциплина, единые установки, направленность деятельности угнетают и активизируется потребность в проявлении своей индивидуальности, что приводит к нарушению дисциплины, порядка, организациям протестов и бунтов.
- Период спада. Он является абсолютно противоположным подъему. В это время, институты теряют свой авторитет и свои позиции, поскольку, активно развивается индивидуальность отдельной личности. общество разобщено, а его граждане желают наслаждаться жизнью, не следуя общим правилам.
Каждый из этих этапов постоянно повторяется. Таким образом, циклы развития повторяются. Каждый первый этап развития нового цикла повторяет тот, который уже был ранее, который уже случился. Это означает, повторение новым поколением черт предыдущего, поскольку, этапы жизненного развития имеют сходные черты и такую же цикличность.
Архетипы поколений по Хоуву и Штраусу
Нейл Хоув и Уильям Штраус разработали четыре основных архетипа, которые чередуются в ритме экономических циклов, проходя этапы кризисов и пробуждений. Такими типами являются:
- Поколение пророков. Такое поколение рождается в период завершения экономического кризиса, когда жизнь общества более-менее стабилизируется, приобретает новый вид и новый порядок существования. Поскольку, пророки застают кризис, то для их развития характерна избалованность и эксцентричность. К завершению данного периода развития они уже готовы к пробуждению. После него происходит выработка ими моральных основ жизнедеятельности, которые они начинают пропагандировать в обществе на правах старейших, стимулируя развитие нового кризиса и осуществляя руководство им.
- Поколение странников. Они рождаются в период подъема и стабилизации социального развития, когда формируются новые идеалы и ценности. Они проходят период пробуждения без защиты от критики народа, сложившегося порядка и установок, а, потому, становятся к двадцати годам отчужденной молодежью, прагматиками в реализации дальнейшего кризиса. После него происходит жизненный подъем странников и их старость приобретает активный характер: активные виды деятельности, большие запасы жизненной энергии.
- Поколение героев. Оно рождается в период экономического спада. Отношение к ним родителей характеризуется уходом, заботой, защитой от проблем, что приводит к формированию оптимистичных молодых двадцатилетних людей. В период кризиса они действуют с учетом интересов отдельных групп, проявляя большую инициативность, имея, огромные запасы энергии, которая переходит на дальнейший этапа развития, позволяя стать уверенными в себе взрослыми людьми, реализоваться в профессиональной сфере деятельности, занять хорошие позиции в политике, достичь в ней могущества и уйти на пенсию на встречу очередному пробуждению.
- Поколение художников. Оно рождается в кризисный период. Их детское развитие сопряжено с кризисными явлениями и активной защитой взрослыми от их воздействия. Постепенно они приспосабливаются к социальной жизнедеятельности, проходя этап подъема и, в эпоху пробуждения, занимают активную социальную позицию. В период спада художники становятся рассудительными пожилыми людьми.