Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория поэтапного формирования

Основные положения теории

Определение 1

Теория поэтапного формирования – это теория, разработанная учеными-психологами А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, Н.Ф. Талызиной и другими, и направленная на поэтапное формирование умственных понятий и действий у детей.

Основные положения теории поэтапного формирования:

  1. Положение о принципиальной общности строения внешней и внутренней деятельности ребенка. Данное положение предполагает, что умственное развитие, равно как и усвоение знаний, умений и навыков осуществляется посредством перехода внешней деятельности во внутреннюю. В результате данного перехода внешние действия преобразуются в умственные, при этом подвергаясь обобщению, вербализации, сокращению и становятся доступными для дальнейшего развития деятельности.

  2. Положение предполагающее, что любое действие – это сложная система, которая состоит из нескольких элементов:

    • ориентировочный (управляющий) – направлен на обеспечение отражения всех условий, необходимых для результативного выполнения конкретного действия;
    • исполнительный (рабочий) – на данном этапе осуществляется преобразование заданного объекта в деятельность;
    • контрольно-ориентировочный – происходит отслеживание хода выполнения действия и при необходимости проводится его корректировка.
  3. Положение, которое предусматривает, что любое действие характеризуется определенными параметрами. К данным параметрам относятся:

    • форма совершения;
    • мера обобщения;
    • мера развернутости;
    • мера самостоятельности;
    • мера освоения и т.д.
  4. Положение о том, что качество получаемых знаний, умений и навыков, во много зависит от эффективности созданной основы деятельности. Наиболее простым примером такой основы является инструкция, которая может быть устной или письменной.

  5. Положение о том, что процесс освоения новых знаний, умений и навыков, проходит в несколько последовательных этапов.

Типы ориентировочной основы

Типы ориентировочной основы формирования умственных действий, в соответствии с теорией:

  • Первый тип – включает в себя образец выполнения действия и исполнительскую часть решения. Учитель показывает учащимся последовательность определенных действий, их задача повторить данные действия и усвоить их в полной мере. Довольно часто дети не могут с первого раза повторить все действия и формируют навык их выполнения на основании метода «проб и ошибок».

  • Второй тип – содержит все необходимые для выполнения действия ориентиры. То есть, учитель дает детям конкретные указания как выполнять действия, какие для этого необходимо задействовать знания и умения. Такая постановка указаний значительно сокращает время на обучение.

  • Третий тип – характеризуется тем, что представляемые в нем ориентиры даются детям в обобщенном виде. Данный тип еще называют инвариантным, так как он отражает суть профессиональной деятельности и ориентирует учащихся на дальнейшее решение поставленных профессиональных задач.

«Теория поэтапного формирования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Таким образом, данные типы способствуют поэтапному формированию умственных действий, освоению конкретных видов деятельности, необходимых для проявления своей инициативы, творчества и нестандартного подхода к выполнению учебных действий.

Этапы формирования умственных действий в соответствии с теорией

В соответствии с теорией поэтапного формирования выделяют следующие этапы:

  • Первый этап, мотивационный – направлен на формирование у учащихся необходимой познавательной мотивации, которая позволяет успешно овладевать определенными действиями. В том случае, если у учащегося отсутствует данная мотивация, то задача педагога сформировать у него внешнюю или внутреннюю мотивацию, которая обеспечит включение ребенка в общую деятельность.
  • Второй этап направлен на предварительное ознакомление с конкретным действием, то есть осуществляется построение в сознании каждого ученика ориентировочной основы. На данном этапе педагогу важно достичь точности и полноты усвоения ориентировок каждым учеником.
  • Третий этап предусматривает выполнение учащимися конкретного материального (материализованного) действия, которое соответствует определенному учебному заданию в развернутой внешней форме. Педагог дает учащимся задание, которое представлено схемами, макетами, таблицами или чертежами. Задача учащихся выполнить задание в соответствии с письменной инструкцией и правилами его выполнения. Педагог осуществляет контроль выполнения каждой отдельной операции. Очень важно во время заметить ошибку и указать на нее учащемуся. Так как совершение ошибки на каком-либо этапе повлечет за собой нарушение выполнения всего действия в целом.
  • Четвертый этап – предполагает словесное объяснение учащимися выполненных действий. Так же данный этап может осуществляться совместно с третьим этапом, когда ученик выполняет действие, он может вслух проговаривать свои действия и что он планирует делать далее. Такое совмещение этапов становится возможным при индивидуальном обучении.
  • Пятый этап – это этап беззвучной речи, предполагающий проговаривание учащимися выполняемых действий мысленно «про себя». Проговаривая мысленно текст, учащимся не обязательно это делать так, чтобы текст был озвучен полностью, важно только проговорить наиболее важные и сложные элементы совершаемого действия. Такое проговаривание способствует дальнейшему мысленному обобщению и свертыванию действия.
  • Шестой этап – является заключительным, на котором ученики уже способны выполнять отдельные элементы действия на «автомате», без проговаривания и сверкой с инструкцией. Такое выполнение свидетельствует о том, что выполнение действия сократилось и перешло во внутренний план, а необходимость во внешней опоре при его выполнении полностью отпала.

Важным является соблюдение ряда условий, обеспечивающих эффективность обучения на основании теории:

  1. Конкретное и понятное описание конечного результата действия и его основных характеристик.
  2. Подбор упражнений и задач, которые максимально обеспечивают формирование требуемого действия.
  3. Точное определение последовательности выполнения всех ориентировочных и исполнительных операций, которые входят в данное действие.
  4. Полнота и правильность ориентировочной основы.
Дата последнего обновления статьи: 06.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot