Оперантное научение – это теория, основанная на оперантном поведении человека, оказывающем воздействие на окружение, которым управляют непосредственные последствия данного поведения в противоположность ответному поведению, управляющему предшествующим стимулом.
Основные положения теории оперантного научения
В основе теории оперантного научения лежит оперантный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера, основной целью которого является предсказание и контроль поведения конкретного индивида.
Основные положения теории оперантного научения являются:
- Поведение любого человека можно определить достоверно, предсказать его дальнейшее развитие и осуществить контроль посредством условий его окружения.
- Отстаивание и защита функционального анализа поведения организма человека.
- Отрицание идеи о самости и личности, стимулирующей и направляющей поведение.
- Упор на интенсивный анализ индивидуальных особенностей прошлого жизненного опыта человека и наличия у него уникальных врожденных способностей.
- Исследование личности должно обязательно включать в себя изучение и нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением и полученными результатами, подкрепляющими его.
- Все люди находятся в зависимости от собственного прошлого опыта.
По мнению Б.Ф. Скиннера организм человека является своеобразным «черным ящиком». Поведение – это функция его правомерных отношений. Личность же является набором форм и реакций, характерных для данного поведения. Личность индивида представляет собой приобретенные в процессе жизнедеятельности, относительно сложные реакции. Для того, чтобы понять причины поведения человека, необходимо изучить его прошлое.
В основе поведения человека, по мнению Б.Ф. Скиннера, заложены оперантные реакции. На основании данных реакций различают два основных типа поведения:
- Респондентное – является ответом на знакомый стимул.
- Оперантное – определяется и контролируется результатом, следующим за ним.
Оперантное поведение – особый путь образования условных рефлексов человека, которые заключаются в подкреплении спонтанно возникшей реакции, а не стимула.
Б.Ф. Скиннер считал, что не нужно рассматривать мотивационные состояния и внутренние силы человека как основные факторы поведения. Напротив, необходимо сосредоточиться на взаимоотношениях между конкретными явлениями и поведением других людей.
Таким образом, Б.Ф. Скиннер определял личность как определенные формы поведения, приобретенные человеком посредством оперантного научения.
Практическое применение теории оперантного научения
Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера получал широкое практическое применение в таких научных областях как педагогика, психология, бизнес, медицина и т.д. В России наиболее популярно использование оперантного научения в программированном обучении. Суть данного способа обучения опирается на применение принципов постепенного приближения и подкрепления к процессу обучения. Именно педагог, являющийся автором программы, а не учащийся, является ответственным за успешность процесса обучения.
Принципы теории оперантного научения:
- Скорость обучения и планирование постепенного приближения к поставленной цели поведения для каждого человека устанавливаются индивидуально.
- Именно тот (исследователь, педагог, врач и т.д.), кто ставит цель, разрабатывает план, в конечном итоге и несет ответственность за успешность реализованного научения.
- Мероприятия (терапевтические, учебные) планируются таким образом, что наиболее сложные задачи стоят после успешно выполненных предыдущих, которые привели к очевидному успеху.
- Программа работы с человеком должна постоянно пересматриваться и корректироваться в зависимости от получаемых в ходе мероприятий результатов.
Применение теории оперантного научения в практической деятельности, наиболее ярко представлено в таких сферах как:
- В сфере менеджмента – осуществление планирования и последовательной реализации в организациях «моментальной среды подкрепления», наиболее ценных для предприятия действий.
- В сфере рекламы – теория оперантного поведения заложена в принцип незначительных подарков и накопительных бонусов.
- В правоохранительной деятельности – в настоящее время система штрафов заменяется системой накоплений и подкреплений.
- В психотерапии – теория оперантного научения заложена в основу новой ветви психотерапии – модификация и терапия поведения.
Ограничения теории оперантного научения
В теории оперантного научения Б.Ф. Скиннера имеется ряд моментов, которые не уточнены до настоящего времени. Эти моменты ограничивают возможность использования данной теории, а также не позволяет ответить на некоторые вопросы из области психотерапевтической практики.
Так, определенные сомнения продолжает вызывать утверждение, в соответствии с которым наказание может иметь непредсказуемые последствия. Ведь очевидно, что если за определенные проступки, если человека наказать штрафом, то он на некоторое время, либо навсегда поймет неправомерность своего поведения и будет стремиться устранять данное нежелательное поведение.
По мнению Скиннера, некоторым людям может напротив, нравиться наказание, и соответственно, они будут специально формировать негативное поведение, постепенно переводя его в естественное.
Еще одним минусом теории Скиннера является то, что не совсем понятно, как из нее могут появиться совершенно новые формы и поведения.
Так, положительное поведение формируется систематично и не отсрочено. Данный принцип применяется к простым навыкам. В том же случае, если речь идет о более сложных навыках, то не совсем ясно какие конкретно способы и методы использовать для того, чтобы формировать и подкреплять необходимые образцы поведения.