Рассмотрим несколько теорий личности в рамках бихевиоризма:
- Теорию оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера,
- Теорию социального научения А. Бандуры,
- Теорию Дж. Роттера.
Теория оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера
Опыты Скиннера была сопряжены со знаменитым «ящиком Скиннера», в который помещалась крыса. Ящик был пустым внутри, со встроенной педалью. Таким образом, крыса получала свободу действий. В процессе ее движений она задевала педаль, после чего получала пищу. После нескольких рандомных нажатий на педаль у крысы вырабатывался условный рефлекс, после чего она целенаправленно нажимала на педаль для получения корма.
Рисунок 1. Крыса в ящике Скиннера»
Теория социального научения А. Бандуры
А. Бандура вводит термин реципрокной связи между поведением, определенными субъектными и переменными окружающей среды. Это означает, что на наше поведение действуют не только внутренние, но и внешние силы.
А. Бандура формирует важный тезис о том, что изменения в поведении обуславливаются когнициями.
Впоследствии У. Мишел продолжил линию исследований А. Бандуры и выделил несколько переменных, которые отвечают за индивидуальные особенности человека:
- Виды компетентности – наборы способностей, которые могут оказывать определенное влияние на мысли и действия,
- Стратегии кодирования – каждый человек по-своему интерпретирует раздражители внешней среды,
- Ожидания того, что какие-либо способы поведения приводят к тому или иному исходу,
- Субъективные ценности,
- Системы саморегулирования.
Рисунок 2.
Теория Дж. Роттера
Рассмотрим основные положения социально-когнитивной теории Дж. Роттера.
1. Прогноз поведения человека в сложных ситуациях определяется:
- Потенциалом поведения,
- Ожиданиями,
- Ценностью подкрепления,
- Психологической ситуацией.
2. Потенциал поведения представляет собой вероятность поведения, которое встречается в связке с каким-либо стимулом. Поведение состоит из:
- Моторных реакций,
- Познания,
- Вербального поведения,
- Невербального поведения,
- Эмоциональных реакций.
3. Ожидание представляет собой субъективную вероятность того, что какое-либо подкрепление произойдет после определенного вида поведения.
4. Ценность подкрепления представляет собой некую степень, с которой индивид предпочитает одно подкрепление другому.
5. Психологическая ситуация – это внешние обстоятельства поведения.
6. Целенаправленное действие людей, направленное на максимизацию поощрения и избегания наказания.
7. Компоненты потребности:
- Потенциал потребности
- Ценность потребности
- Свобода деятельности
- Минимальная цель
8. Фрустрация
9. Локус контроля — это качество личности, характеризующее ее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам (экстернальный локус контроля), либо собственному поведению и своим усилиям (интернальный локус контроля).