Содержание обучения отображается в учебных планах, программах, учебниках, дидактических материалах для самостоятельной работы, наглядных пособиях.
В работе общего среднего образования пользуются несколькими типами учебных планов:
- базисный,
- типичный,
- учебный план школы.
Базисный учебный план
Базисный план общеобразовательных учреждений – это главный государственный нормативный документ, который является составляющей частью государственного стандарта в этой области воспитания.
Он одобряется Государственной Думой (для основной школы) или Министерством общего и профессионального образования РФ (для полной средней школы). Базисный учебный план предоставляется как государственная норма общего среднего образования и является частью государственного стандарта.
Базисный учебный план содержит следующий круг показателей:
- длительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его этапов;
- недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных предметов по выбору обучающихся и дополнительных занятий;
- максимальная постоянная недельная учебная нагрузка ученика, которая включает количество учебных часов, выделяемых на обязательные занятия по выбору;
- общее количество учебных часов, выделяемое государством (максимальная постоянная учебная нагрузка обучающихся, дополнительные занятия, самостоятельная и внеклассная работа, разделение учебных групп на подгруппы).
Базисный учебный план является основанием для построения региональных, типовых учебных планов и первичным документом для финансирования школы.
Типовой учебный план
Типовой учебный план – носит необязательный характер, и готовиться на основании базисного плана. Одобряется Министерством общего и профессионального образования РФ.
Такой вид учебного плана не всегда соответствует требованиям новых учебных заведений (гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ), которые создают свои собственные документы.
Учебный план общеобразовательной средней школы подготавливается на основе государственного базисного и регионального учебных планов. Он передает характерные черты определенной школы. Существуют два вида учебных планов школы:
- персональный учебный план школы, который подготавливается на основании базисного учебного плана на продолжительный период. Он характерные особенности определенной школы;
- рабочий учебный план создается, на основе текущих условиях и утверждается каждый год советом школы.
Содержимое образования учебного учреждения любого типа отражает разделение воспитания на фундаментальное и технологическое. Фундаментальная составляющая показывает себя в большинстве случаев в начальной и основной общеобразовательной школе. На старшем этапе увеличивается количество технологической подготовки.
Образовательные сферы и на их основании составление учебных планов, которые соответствуют ступени образовательных организаций, позволяет разделить обучение на два вида: теоретическое и практическое.
В состав учебного плана включена инвариантная часть (ядро), служащая ознакомлением обучающихся с общекультурными и национальными значимыми ценностям и создание персональных качеств школьника и вариативная часть, которая обеспечивает персональный характер становления учащихся.
Учебный план общеобразовательной школы
Учебный план общеобразовательной средней школы создается на основании государственного базисного и регионального учебных планов. В нем отражаются характерные черты конкретной школы. Существуют несколько типов учебных планов школы:
- собственный учебный план школы, который создается на основании базисного учебного плана и показывает индивидуальность конкретной школы;
- рабочий учебный план.
Учебный план школы помогает создавать оптимальную систему контроля качеством образования, совершать функционирование школы в едином образовательном пространстве, выдерживая последовательность между ступенями воспитания и развитие определенных навыков, которые необходимы для дальнейшего приобретения профессионального образования. В учебных планах отражены федеральный, национально-региональный и школьный элементы.
Потребности определенной образовательной организации учитываются федеральными и национально-региональными компонентами и отражаются в школьной система учебного плана.