В рамках необходимости повышения уровня обучения, развития творческих способностей обучающихся все большую актуальность в педагогической практике приобретают инновационные процессы, формы и методы обучения, способствующие повышению познавательной активности, мотивации к обучению, креативности, инициативности обучающихся. В рамках повышения эффективности обучения целесообразным представляется внедрение в образовательно-воспитательный процесс игровых методов обучения, кроссворда как одной из наиболее популярных форм игровой деятельности.
Современные подходы к пониманию кроссворда как средства обучения в педагогике
Кроссворд представляет собой игровую форму, сущность которой заключается в разгадывании слов по приведенным определениям.
Ответ вписывается в сетку кроссворда, в результате чего благодаря пересечению с другими упрощается процесс отгадывания других зашифрованных слов. Использование кроссвордов в образовательно-воспитательном процессе позволяет интенсифицировать процесс усвоения знаний, актуализировать знания, полученные раннее, обеспечить запоминание отдельных терминологических единиц. Кроме того, кроссворды могут успешно использоваться в качестве инструмента контроля и самоконтроля. Использование кроссворда в образовательно-воспитательном процессе может быть направлено на организацию индивидуальной, парной или групповой работы.
Виды кроссвордов
В современной педагогике успешно используются предметно-тематические кроссворды, слова в которых ограничены определенной тематикой; итоговые, которые используются в процессе реализации контроля усвоения учебной дисциплины; кроссворды-летучки, в которых все слова пересекают ключевое слово. Как правило, тематические кроссворды включают $30 – 35$ слов, итоговые представляются более объемными и включают до $50$ слов.
По форме представления выделяют как традиционные, так и электронные кроссворды, размещенные на электронных ресурсах образовательного учреждения.
Преимущества кроссворда как средства обучения
- Использование кроссворда как игровой формы работы позволяет детализировать конкретный раздел темы, повысить наглядность представленных дидактических материалов;
- Лаконичность вопросов в кроссвордах обеспечивает однозначную смысловую интерпретацию, соответствие конкретной терминологической единице, что позволяет избежать ошибочной трактовки текстового описания, обеспечивает запоминания термина;
- Благодаря кроссвордной сетке решение получает многовариантную схему подсказок, которые ускоряют и облегчат поиск ответов.
Условия внедрения кроссвордов в образовательно-воспитательную деятельность
- Доступность содержания кроссворда уровню знаний обучающихся, соответствие требованиям учебной программы.
- Наличие стимулов, мотивирующих успешное выполнение деятельности по отгадыванию кроссворда.
- Создание соответствующей игровой атмосферы в аудитории.
- Наличие элемента состязания, соревновательной составляющей в процесс реализации игровой деятельности.
- Организация дискуссии, посвященной обсуждению ответов кроссвордов.
Требования к составлению учебных кроссвордов по педагогике
В процессе работы над составлением кроссворда педагогу следует обратить внимание на ряд актуальных аспектов: прежде всего, содержание данного средства обучения должно полностью соответствовать содержанию учебной программы. Кроме того, формулировка вопросов, описаний должна быть максимально лаконичной, простой, однозначной, что позволит избежать ошибочной интерпретации.