Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Народная сказка как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Понятие связной речи

Определение 1

Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, то есть ряд логически сочетающихся предложений, которыми обеспечивается общение и взаимопонимание. Иными словами, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связной называют речь, отражающую все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум основным причинам: так как связь не осознана и не представлена в мысль говорящего, или эта связь не выявлена надлежащим образом и его речь.

Понятие связной речи употребляется в нескольких значениях:

  • как процесс и деятельность говорящего;
  • как продукт и результат говорения, составления текста;
  • как название разделов работы по развитию речи.
Замечание 1

Связная речь – единое смысловое и структурное целое, включающее связанный между собой, тематически объединенный и законченный отрезок вы сказывания.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Данная функция осуществляется в диалогической и монологической формах.

Диалогическая речь – особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью говорения является чередование говорения одних собеседников и прослушивание с последующим говорением другого. Важно, что собеседники в диалоге всегда знают тему разговора, и нет необходимости развертывания мыслей и высказываний. Устная диалогическая речь, которая протекает в конкретных ситуациях, сопровождается жестом, мимикой и интонациями. Из этого следует оформление диалогов. Речь в диалоге может быть неполной, сокращенной и даже фрагментарной.

Диалог характеризуется:

  • разговорной лексикой и фразеологией;
  • краткостью, недоговоренностью, обрывистостью;
  • простыми и сложными бессоюзными предложениями;
  • кратковременным предварительным обдумыванием.
«Народная сказка как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Монологическая речь представляет связную, логическую последовательность высказываний, которая протекает относительно длительное время, не рассчитана на немедленную реакцию слушания. Она существенно сложнее устроена, выражает мысль одного человека, который неизвестен слушателям.

В связи с этим высказанный материал включает более полное формулирование информации, которая является более развернутой.

Для монологов нужна внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказываний, сосредоточение мыслей на главном. Монологу характерно:

  • наличие литературной лексики;
  • развернутость высказываний, их законченность и логическая завершенность;
  • синтаксическое оформление – развернутая система связующего элемента;
  • связность монолога, которую обеспечивает один говорящий.

Названные формы отличаются мотивами. Монологическую речь стимулируют внутренние мотивы, ее содержание и языковые средства, которые выбраны самим говорящим. Диалогическую речь стимулирует не только внутренний, но и внешний мотивы. В связи с чем, монологическая речь – более сложная, произвольная и организованная в качестве вида речи, поэтому требуется специальное речевое воспитание.

Народная сказка как средство обогащения словаря детей дошкольников

Народная сказка доступна для понимания детей старшего дошкольного возраста, и считается мощным средством формирования образной речи. В связи с тем, что именно в народных сказках присутствует весь необходимый элемент образности, сказка оказывает воспитательное и обучающее воздействие на детей. Дети легко воспринимают народную сказку и на ее основании быстро идут процессы развития мышления и воображения.

Сказки невероятно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказку образнее, эмоциональнее, колоритнее. Образное выражение проникает в речь из сказки, отделяется от нее и рождается в живой разговорной речи.

Работая с русской народной сказкой в качестве средства развития образной речи, может быть использован ряд приемов. Базируясь на исследовании О.И. Соловьевой и А.М. Бородич, условно их можно разделить на приемы, которые помогают лучше разбираться в содержании произведения, и приемы, помогающие более полно проникнуть в образный строй и язык сказки.

Приемы первой группы:

  • вопросы, которые должны быть разнообразны по своей направленности. Какие-то вопросы помогают детям более точно характеризовать сказочных героев, другие – чувствовать основную идею произведения;
  • рассматривание иллюстраций и накапливание у детей представлений, касающихся рисунков художников, помогающих понять произведение. Данный прием помогает дошкольникам внимательнее слушать и запоминать описание внешности героя, его одежды при первом прочтении сказки;
  • словесные зарисовки – дети представляют себя в роли художников-иллюстраторов и рассказывают, какие картины они бы нарисовали к прочитанной сказке.

Приемы второй группы:

  • повторное чтение текстовых отрывков по желанию детей. Такое чтение помогает полнее воспринять художественные достоинства произведения, замечать сравнения, эпитеты и иные выразительные средства;
  • дети по заданию воспитателя вспоминают и рассказывают самый смешной, самый грустный, самый страшный эпизод, пересказывают описания природы, поступки героев, которые особенно их впечатлили;
  • воспитатель напоминает эпизод и просит рассказать о нем более подробно;
  • драматизация отрывка произведения, интересных с точки зрения обогащения и активизации словарного запаса.

Чтобы развивать образную речь, необходимо использовать следующие приемы работы с народными сказками:

  • подбор как можно большего количества определений к главному герою или событию;
  • поиск ласковых, красивых, сказочных и грустных слов;
  • сочинение длинного и смешного слова;
  • разбор слов с одинаковым написанием, но в разных по смыслу значениях;
  • объяснение этимологии слова, так как в сказках присутствует масса слов, этимология которых находится на поверхности;
  • выдумывание похожих слов;
  • составление сказки от фразеологизма.

Иными словами, народная сказка, обладающая живым и выразительным языком, является эффективным средством развития образной речи в старшем дошкольном возрасте.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot