Цели и задачи исследовательских проектов
Организация исследовательской деятельности учеников в начальной школе достаточно серьезная и сложная работа. Для ее реализации педагог должен обладать высоким уровнем знаний, владеть методиками исследования объектов живой природы, иметь желание углубленно взаимодействовать с учениками в области определенных наук.
Работа с младшими школьниками в рамках основ исследовательско-проектной деятельности позволяет достигнуть важных целей образования:
- самостоятельное мышление;
- решение возникающих проблем, при небольшом запасе знаний;
- приобретение первоначальных навыков прогнозирования и достижения личных результатов в рамках выбранных наук.
Приобщение младших школьников к научно-исследовательским и проектным работам позволяет выявлять и развивать не только интеллектуальные, но и творческие способности ребят.
Стимулирование исследовательской активности, развитие любознательности и стремления к эксперименту, самостоятельный поиск истины – основная задача педагога.
Для привития детям начальных навыков исследовательского поведения требуется сформировать у них определенные умения, в частности:
- определять проблему;
- формулировать и задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать понятиям определения;
- классифицировать по определенным признакам;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- формулировать выводы и делать умозаключения;
- структурировать полученный материал;
- корректно вести полемику с докладчиком;
- аргументировать и отстаивать выдвинутую гипотезу.
Для определения из общей массы учеников, желающих и предрасположенных к работе над исследованиями, используется анкетирование и тестирование. Учитель в процессе индивидуальной работы с ребенком должен помочь ему выбрать тему предполагаемого исследования и определить ареол проблем.
Факторы, способствующие успешной исследовательской деятельности учащихся:
- добровольность занятий учеников данным видом работы;
- добровольный выбор темы самим учащимся;
- максимум самостоятельности ученика в проведении исследования;
- компетентное руководство преподавателем ученической исследовательской работой;
- уважительное отношение родителей и педагогов к исследовательской деятельности учащихся;
- осознание учащимися значимости и полезности выполняемой ими исследовательской деятельности.
Модель проведения исследовательской работы на ступени начального образования
-
Индивидуальная работа, которая бывает двух вариантов:
- отдельные задания в виде разовых докладов и сообщений, изготовление наглядных пособий;
- работа с учениками по отдельной программе с разработкой тем научных исследований и оказанием консультационной помощи.
-
Групповая форма, которая подразумевает работу над совместными исследовательскими проектами.
-
Массовые формы, включающие встречи с представителями научной среды, участие в научных конференциях, походы.
Исследовательские труды, выполняемые учащимися, способствуют воспитанию ответственного отношения к людям, окружающей среде, к здоровью, образованию. Такая деятельность учит самостоятельно выбирать темы для исследования, вести работу с различными источниками информации.
Этапы исследовательской работы
Процесс реализации ученической исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов:
- выявление детей, которые желают и могут заниматься исследовательской работой;
- определение тем, постановка проблем и задач, фиксация научных результатов;
- индивидуальная работа с обучающимися научного руководителя;
- оформление учеником проведенных исследований, рецензирование;
- участие в конференциях для учеников начальной школы.