Понятие «метод обучения»
Метод обучения – это совокупность приемов, направленных на повышение эффективности процесса и результатов обучения.
Каждый метод обучения представлен комплексом специально подобранных и взаимосвязанных приемов, в зависимости от поставленных дидактических задач, содержания и направления обучения.
В настоящее время методы обучения подразделяются в зависимости от оказываемого ими влияния на развитие и становление личности ребенка. Одним из наиболее популярных методов обучения является информационно-рецептивный метод. Это связано с тем, что данный метод основан на взаимосвязи между деятельностью педагога и учащегося. Совместная деятельность позволяет использовать разнообразные способы обучения, с целью четкой, конкретной и образной передачи знаний учащимся, их осознание и усвоение.
Информационно-рецептивный метод обучения – один из наиболее эффективных и экономных методов передачи систематизированных и обобщенных учебных знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.
С помощью информативно-рецепторного метода могут быть усвоены знания только на уровне осознанного восприятия и запоминания.
Современное понимание информационно-рецептивного метода обучения
Информационно-рецептивный метод обучения является универсальным методом обучения и может быть использован практических при любом типе учебных занятий, для объяснения любого вида учебного материала. Эффективность данного метода доказана обширной практикой применения. В настоящее время информационно-рецептивный метод значительно расширен за счет современных информационных и технических средств передачи информации.
Использование информационно-рецептивного метода обучения в современных образовательных организациях продиктовано тем, что значительно расширяются знания в различных областях науки и техники, в связи с чем, возрастает необходимость передачи большего объема учебной информации. Передача учебной информации традиционными методами становится все затруднительнее, так как сложно большой объем передать посредством изображения на доске, педагогам приходится прибегать к использованию современных технологий. Данные новшества коснулись и информационно-рецептивного метода. Если ранее его реализация достигалась посредством словесного объяснения педагога и графического изображения части информации в виде графиков, таблиц, формул и т.д. на учебной доске или плакате, то в настоящее время реализация метода осуществляется посредством словесного выступления педагога, сопровождаемого мультимедийными средствами (презентации, демонстрация электронных моделей, фильмов и т.д.). Все это позволяет не просто устно передать необходимую информацию, но и продемонстрировать ее наглядно, что позволяет обеспечить необходимый уровень усвоения нового учебного материала.
Информационно-рецептивный метод может быть использован как в «чистом» виде, так и в сочетании с другими методами обучения, в зависимости от поставленной дидактической задачи.
Таким образом, информационно-рецептивный метод обучения направлен на усвоение учащимися новых знаний, а также способствует накоплению необходимых умений и навыков.
Содержание информационно-рецептивного метода обучения
Информационно-рецептивный метод обучения предполагает совместную деятельность педагога и учащихся в рамках образовательного процесса.
Содержание данного метода представлено деятельностью педагога, а именно реализуемыми им приемами и способами работа с учащимися, в виде коммуникации:
Устное монологическое слово педагога:
- Рассказ – это небольшое по объему логичное изложение учебного материала, заранее подготовленное педагогом.
- Объяснение – это рассуждения педагога, обеспечивающее выявление сущности изучаемого события или явления, анализ фактов, примеров, сопоставление различных явлений.
- Описание – выделение педагогом характерных признаков предмета или явления, его особенностей и предназначения.
- Рассуждение – высказывание личного мнения о конкретных явлениях, фактах, событиях и т.д., с использованием аргументов в пользу своей точки зрения.
- Лекция – передача большого объема учебной информации, в установленное урочное время, по заранее составленному плану или конспекту.
Печатный текст – использование учебной, методической, справочной, документальной и художественной литературы, содержащей необходимую учебную информацию по дисциплине или предмета. Может быть изучена совместно с педагогом, либо в рамках самостоятельной работы.
Наглядные пособия – использование педагогом различного рода наглядностей, необходимых для усилия восприятия учебной информации. Наглядные пособия обязательно должны сопровождаться словесными пояснениями. При использовании наглядностей педагогу следует помнить, что они лишь вспомогательное средство, а не основное. В качестве наглядностей, в рамках информационно-рецептивного метода, могут быть использованы макеты, иллюстрации, таблицы, графики, мультимедийные лекции и презентации, репродукции и т.д.
Произведения искусства – по своему информационному содержанию и назначению в учебном процессе могут быть отнесены к наглядностям. Однако они являются не дополнением, а основой передачи информации. Могут быть использованы картины, скульптуры, музыкальные произведение, танцы, театральные постановки и т.д.
Практический показ способов деятельности - составления опорно-логической схемы содержания или конспекта урока, построение синхронистической таблицы, оформление карт, описания предмета, сравнительного анализа предметов, интерпретации текста и т.п.
Таким образом, информационно-рецептивный метод требует разных средств (словесных, наглядных, практических) и форм проявления (говорения и слушания, показа и смотрения), но всегда его дидактическая сущность одна – предъявление готовой информации педагогом и осознанное восприятие и запоминание учащимися.