Общее понятие об инновации образования
Новинки, или нововведения сродни для любой профессиональной деятельности человека, вследствие чего, разумеется, становятся объектом исследования, анализа и внедрения. Новинки, как правило, появляются на стыке нескольких трудностей и разрешают принципиально новые вопроса, ведут к постоянному обновлению образовательного процесса и являются плодом научных исследований, современного преподавательского навыка как отдельно взятых преподавателей, так и целых коллективов.
Понятие "инновация" обозначает нововведение, новизну, модификацию; нововведение как метод и течение подразумевает внедрение чего-либо нового. Согласно преподавательскому процессу, инновация значит внедрение нового в цели, программы, способы и виды преподавания и обучения, организацию общей работы педагога и ученика.
Если говорить об инновациях, нужно дать представление инновационного процесса, который представляет собой единое функционирование "по созданию (появлению на свет, исследованию), изучению, употреблению и популяризации новшеств" — включает в себя обилие разного рода изменений в образовательной системе. В то же время, приведенное описание заключает в себе принципиальное определение о том, что современный процесс — это деятельность, отсюда следует, что он, естественно, должен быть целенаправленным, регулируемым, контролируемым.
Современная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой совершается прогресс образовательного процесса (тогда как классическая образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой поддерживается постоянство образовательного процесса).
Образование инновационной деятельности как персоналистический элемент педагога есть процесс многофакторный, поэтому имеет большое значение отчетливо представлять прогнозируемые итоги и, в соответствии с этим, безошибочно и действенно создавать и осуществлять процесс развития инновационной деятельности в обстановке модернизации образования.
Для этого нужно принимать во внимание условия, оказывающие влияние на эффективность инновационной деятельность и на качество активности участия преподавателей в инновационном процессе, которые, наравне со всевозможными моделями и специфическими свойствами инновационного процесса, рассматриваются в исследованиях по педагогической инноватике в работах В.И. Загвязинского, B.C. Лазарева, А.В. Лоренсова, З.Ф. Мазура, Б.П. Мартиросян, М.М. Поташника, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, Н.Р. Юсуфбековой и др.
Выделенные учеными условия насыщенности и действенности инновационных процессов можно распределить на две группы. Приведенные обстоятельства имеют значение в обстоятельствах производственной деятельности, однако при осуществлении инновационной деятельности в школе их учет равным образом нужен для обеспечения ее эффективности.
Факторы и условия инновационного образования
К первой группе относятся те, которые предопределяют восприимчивость организации к нововведениям. Представленная характеристика организации устанавливает скорость выявления вовне полезных для себя нововведений. Можно выделить три группы условий, предопределяющих уровень организации:
- Психические данные штата (установки управляющего к нововведениям; компетентность начальника; увлеченность руководителя в служебном росте; расположенность управляющего к риску; информационные контакты в коллективе организации; освещённость персонала о нововведении; мотивированность штата на перемены; образовательный уровень штата; нормы, установленные в коллективе).
- Структурные свойства организации (размер организации; величина ее ресурсов; присутствие запасных ресурсов; присутствие отдельного отделения для создания инноваций; практика во введении и применении нововведений; сложность организационного устройства; показатель централизации; степень регламентированности работы; развитие коммуникационных каналов; организационная обстановка).
- Свойства окружения (степень прочности – неопределенности внешнего окружения; перемены в требованиях к продукту; уровень конкуренции; позиция среди конкурентов; межорганизационная кооперация).
Ко второй группе принадлежат условия, устанавливающие мощность и продуктивность инновационных процессов, воздействующие на благополучие введения этих процессов. Итоги проведения исследования подтверждают, что успеху внедрения нововведений содействуют:
- приспособляемость организационной структуры, проявляющуюся в возможности организации формировать временные структурные единицы, направленные на достижение точно поставленных окончательных целей, и обеспечивать горизонтальную, а не вертикальную координацию общих действий;
- единая культура организации;
- стиль управления;
- осведомленность членов организации о проблеме, представление пробелов в ее деятельности;
- осведомленность членов организации о плюсах нововведения;
- привлечение штата в процесс планирования введения и управления им;
- присутствие точно поставленных целей;
- хорошее планирование процесса перемен;
- присутствие содействия ключевых влиятельных групп в организации;
- мотивированность исполнителей (наличие соответственных наград);
- умение начальства производить анализ основания противодействия и осуществлять адекватные методы для его преодоления;
- организация обучения штата;
- постоянная и действенная проверка хода процесса внедрения;
- присутствие отработанной системы коммуникаций.