Определение понятий общего и профессионального образования
Общее образование – это первый уровень образовательной системы, включающий в себя:
- дошкольное образование;
- начальное общее;
- основное общее;
- среднее (полное) общее;
- дополнительное образование.
Профессиональное образование — процесс и результат профессионального становления и развития личности, который сопровождается овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по определенным специальностям и профессиям.
Важное место в структуре образования занимает самообразование. Подготовка человека к самообразованию должна начинаться еще на этапе дошкольного образования. И продолжаться на протяжении всей жизни. Это обеспечит общественную значимость и активность гражданина. Улучшит качество его жизни. На сегодняшний день самообразованию отводят особую роль в системе образования. Но без основы в виде общего и профессионального образования самообразование не может быть полноценным.
Схематично структуру образования можно изобразить следующим образом:
Рис.1
Результат общего образования - основа профессионального
Профессиональное образование базируется на образовании общем. Это основа, базис. Школа дает учащимся знания научных основ, помогает познать основные законы природы, обеспечивает умственное и нравственное развитие, учит применять знания в жизни.
Результат общего образования – это всесторонне развитый человек, подготовленный к самообразованию и участию в жизни общества. Общее образование готовит человека не только к полезному производительному процессу, но и к активному участию в культурной жизни социума.
В отличие от общего образования профессиональная школа дает учащимся специальные знания и определенную профессию. Это обеспечивается более углубленным преподаванием общих и специальных дисциплин, организацией производственного обучения учащихся.
Противоречия и проблемы взаимосвязи образовательных этапов
Общее и профессиональное образование органично связаны между собой и взаимообусловлены, они обеспечивают единство и преемственность обучения на его этапах, подготовку всесторонне развитых людей. С помощью такой взаимосвязи легко решить массу противоречий в области образования.
Нельзя проводить профессиональную подготовку человека без общеобразовательной. Без общего образования человек не может быть подготовлен к трудовой деятельности. В этом и заключается основное противоречие. Этих знаний не достаточно для деятельности в рамках определенной профессии. Для овладения профессией требуются более глубокие и специфические знания, которые может дать только профессиональное образование. Безусловно, знания и умения, полученные на этапе общего образования, влияют на профессиональную деятельность, но все же это влияние опосредованно.
Еще одно противоречие, которое следует отметить. Общеобразовательные знания зачастую поверхностны и избыточны. Часть из них не будет использована в процессе жизнедеятельности человека. При этом без этого массива знаний невозможно сформировать мировоззрение, эти знания требуются как средство и источник общего развития человека.
Следует обратить внимание на проблему общего образования, которая заключается в увеличении доли полезных знаний. Чем выше будет доля таких знаний в общем массиве, тем более подготовленным человек будет входить в профессиональный образовательный процесс. Тем легче будет даваться второй этап обучения. При этом не имеет значения направленность профессионального выбора.
Проблема профессионального образования напротив часто состоит в чрезмерной спецификации и прагматизме. Фактически профобразование конкретизирует и дает практическую направленность общеобразовательным, общенаучным знаниям.
Решение проблем описанных выше заключается в установлении взаимосвязей между общим и профессиональным образованием. В этом случае общее образование становится приближенным к реальности и обеспечивает не просто общее развитие, а подготовку человека к получению профессионального образования и успешной деятельности. В свою очередь профессиональное образование должно обеспечить широту знаний, заимствуя этот критерий у общего образования и обеспечить тем самым дальнейшее развитие личности.
Схема, представленная на рисунке 2, показывает, между какими компонентами образования возможна взаимосвязь и в чем она выражается.
Рис.2
Учебные дисциплины должны изучаться в единстве. Надо понимать, что такой подход к образованию кардинально меняет компоненты, функции, цели, методы, как общего, так и профессионального образования. Такой подход провоцирует появление совершенно новых организационно-педагогических форм обеспечения взаимосвязи образовательных этапов.
Результат тесной взаимосвязи двух этапов образования можно наблюдать на процессе развития отдельных сторон и личности в целом, например:
- многогранность, разносторонность;
- целостность мировоззрения;
- обобщенность мышления;
- формирование профессионально значимых качеств.
Совершенствование учебного процесса в соответствии с принципом взаимосвязи общего и профессионального образования поможет вырастить настоящих профессионалов, стремящихся не только к практической реализации полученных знаний, но и к их углублению и совершенствованию в соответствии с реалиями времени. Это сложный и длительный процесс, но вместе с тем перспективный и интересный.