Сущность педагогического творчества
Характеризуя суть педагогического творчества, педагог Н. В. Кузьмина, отмечает, что творчество преподавателя видится в основном в том, что он проектирует личность воспитанника, строит учебный процесс в соответствии с особенностями детей, принимает самостоятельные решения в неожиданных ситуациях. Педагогическая деятельность – это процесс решения огромного ряда педагогических задач, подчиненных единой окончательной цели – сформировать личности человека, его мировоззрения, убеждения, сознание, поведение.
Профессиональное своеобразие педагогического труда состоит в том, что в нем невозможна абсолютная алгоритмизация, хотя и существует некое постоянство применяемых способов и умений. Использование данных стандартизированных способов в непрерывно меняющихся, нестандартных и нестационарных ситуациях требует неизменной модернизации и коррекции. При этом возникают новейшие педагогические способы и системы.
Л. В. Занков отмечал, что творчество преподавателя не ограничивается только отдельными методическими находками. Это неизменное рвение вперед, к новому, наиболее абсолютному, и воплощение появившегося рвения.
Творческий процесс преподавателя связан с творческим действием всего коллектива и с творческим процессом всякого воспитуемого. Педагогическое творчество требует от преподавателя искусства управлять собственными психическими состояниями, осуществлять творческий процесс педагогического общения, действенно активизировать творческое настроение у себя самого и у детей как участников деятельности.
Творчество в практической деятельности учителя настолько разнообразно, что позволительно говорить о разных качествах его проявления. Например, новизна в практической работе преподавателя может обнаруживаться: в необычных подходах к решению проблем; в действенном использовании имеющегося опыта в новейших условиях; в разработке новейших способов, приёмов, форм, средств и их уникальных сочетаний; в совершенствовании, модернизации, рационализации, известного в соответствии с новыми задачами; в мастерстве видеть веер вариантов решения одной и той же задачи; в успешном импровизировании на основе как четкого познания и осведомленного расчета, так и высокоразвитой интуиции; в мастерстве трансформировать методические рекомендации, абстрактные положения в определенные педагогические действия.
Таким образом, педагогическое творчество – это процесс самореализации личных, интеллектуальных, эмоциональных сил и возможностей личности преподавателя.
Виды педагогического творчества
Сущность творческого процесса весьма многогранна, тем не менее выделяют несколько видов творчества.
Моральное творчество представляет собой деятельность в сфере морально-этических взаимоотношений учащихся и преподавателей с внедрением уникальных подходов, предоставляющую впоследствии качественно новые результаты.
Моральное творчество необходимо, прежде всего, при конструировании педагогических ситуаций. Они могут затрагивать следующие темы: «Как помирить поссорившихся друзей?», «Как побудить учащегося к нравственному выбору?», «Как освободить учащегося от отрицательного воздействия родителей?», «Каким образом можно разнообразить собственные отношения с учениками на уроке?», «Как помочь учащемуся поверить в собственные способности?», «Как объединить и сплотить классный коллектив?», «Как вызвать интерес к уроку?» и многие другие. Если у педагога недостает творческого подхода к собственной деятельности, он всегда будет вынужден пользоваться командно-административными средствами и методами.
Так, можно с уверенностью сказать, что моральное творчество - это настоящее искусство сотворения нравственных, доброжелательных взаимоотношений преподавателя с учениками.
Дидактическое творчество - это деятельность в сфере обучения по изобретению различных методик отбора и структурирования учебного материала, способов его передачи и усвоения учащимися.
Дидактическое творчество считается наиболее популярным и доступным для преподавателей и учащихся. Оно может быть представлено через такие варианты, как комбинирование действий учащихся, внедрение новых подходов к их деятельности, дополнения содержания учебно-воспитательного процесса и изобретения активных приемов работы. Использование на уроке фоновой музыки, оценки знаний родителями, самооценки, внедрение игровых компонентов, справочных материалов в учебных целях – все это и есть дидактическое творчество, и многолетняя педагогическая практика показывает, что его возможности необъятны.
Технологическое творчество - это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда ведется активный поиск и создание новых педагогических систем, процессов и учебных ситуаций, способствующих увеличению результативности обучения детей.
Это самый сложный вид педагогического творчества. Он охватывает активность преподавателя и учащихся полностью. К нему относится создание интегративного урока, бригадной формы производственного обучения учащихся, лицеев, колледжей, информационных технологий обучения.
Организаторское творчества – это творчество в сфере управления организаторской деятельности по созданию новейших методик планирования, контролирования, расстановки сил, мобилизации ресурсов.
Организаторское творчество гарантирует научную организацию труда, разумное внедрение всех факторов, способствующих достижению цели наиболее экономным путем.
Таким образом, преподавателю есть где выразить свое творчество. Все, что сам разрабатывает преподаватель по степени трудности и значимости можно поделить на три категории, применяя для этого техническую терминологию. Самая простая творческая разработка – рационалистическое предложение. Рацпредложение – это новое решение, средством которого идет улучшение уже имеющихся и ранее используемых отдельных компонентов педагогических систем, действий, ситуаций. Новизна в данном случае носит как бы местный, локальный характер. Творчество преподавателя на данном уровне называется новацией.
Творческая природа труда учителя
Опыт творческой деятельности не привносит каких-либо принципиально новых познаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Однако это не означает, что обучить творчеству невозможно. Обучить можно, но лишь при обеспечении неизменной интеллектуальной энергичности будущих преподавателей и специфичной творческой познавательной мотивации, выступающей регулирующей причиной решения педагогических задач. Это могут быть самые разнообразные задачи, такие, как задачи на перенесение познаний и умений в новую ситуацию, на выделение новейших функций, методов и способов, на обнаружение новых проблем в типичных ситуациях, на комбинирование новейших методик деятельности из уже известных и т. д. Этому также способствуют и процедуры в разборе педагогических прецедентов и явлений, выделении их составляющих, раскрытии оптимальных основ тех либо других решений и рекомендаций.
Зачастую сферу проявления творчества учителя невольно сужают, сводят ее к уникальному, нетрадиционному решению педагогических задач. Между тем творчество преподавателя не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, которые выступают типичным фоном и базой педагогической деятельности. Подчеркивая наравне с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя и субъективно-эмоциональный, В. А. Кан-Калик конкретизирует коммуникативные умения, в особенности проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений надлежит отнести в первую очередь умения управлять собственным психическим и психологическим состоянием, действовать в общественной ситуации (оценить обстановку общения, привлечь интерес аудитории либо отдельных воспитанников, применяя различные приемы, и т. п.) и т. д. Творческую личность отличает и особенное сочетание личностно-деловых качеств, описывающих ее креативность.
Е. С. Громов и В. А. Моляко говорят о семи показателях креативности: оригинальности, эвристичности, фантазии, энергичности, сосредоточенности, четкости, чувствительности. Преподавателю-творцу присущи также следующие качества: независимость, предприимчивость, способность к преодолению инерции мышления, целеустремленность, чувство подлинно нового и рвение к его познанию, внимательность, ширина ассоциаций, развитая профессиональная память.