Игровая деятельность – это деятельность ребенка в рамках воображаемой (условной, мнимой) ситуации, мотив которой заключается в осуществлении самой деятельности.
Сущность игровой деятельности состоит в том, что ребенок выполняет ее не с целью достижения определенного результата, а исключительно только ради ее выполнения, и потому что у него есть желание играть. В том случае, если мотив ребенка меняется, то игра перестает быть игрой.
Структура игровой деятельности ребенка дошкольного возраста
Основные структурные элементы игровой деятельности (игры) ребенка дошкольного возраста следующие.
Игровой замысел – это обобщенное определение того, во что планируют играть дети.
Игровой замысел состоит из игрового содержания (сюжет) и роли. Именно они представляют собой стержень всей игры. Содержание игры и распределение ролей дети устанавливают посредством речевого взаимодействия.
В зависимости от игрового замысла, игры подразделяют на группы отражающие бытовые, созидательные и общественные действия, а также традиции и праздники.
Содержание игры (сюжет) – это то, что является основой самой игры, определяющей развитие и многообразие игровых действий.
Именно содержание игры привлекает детей, побуждает их к игровым действиям. Выбирая для себя игру, дети в первую очередь ориентируются на ее содержание. Кто-то любит игры с приключенческим сюжетом, кому-то близки бытовые игры и т.д.
Роль – это определенное образ, который ребенок воплощает в игре.
Исходя из содержания игры, ребенок выбирает для себя ту роль, которая ему больше всего нравится, которую он стремится сыграть. Разыгрывание ролей помогает детям «примерить» разнообразные социальные образы, «проникнуть» в мир взрослых и т.д. Если содержание и роль близки ребенку «по духу», отвечают его интересам м потребностям, то он может играть в данную игру ежедневно.
Игровые правила – это определенные нормы, соблюдаемые детьми в процессе игровой деятельности, от четкости выполнения которых, зависит ход и развитие игры.
Наличие в игре содержания (сюжета) и ролей, обуславливает обязательное установление определенных правил, которые позволяют игре быть устойчивой, развиваться и постепенно усложняться. В этом случае игра приносит детям дошкольного возраста не только радость, но и способствует их развитию, усвоению ими различных знаний, умений и навыков.
Правила могут быть установлены детьми самостоятельно, в том случае, если игра возникает спонтанно, она придумана детьми или за основу взята какая-то уже известная игра. Дети, устанавливая свои правила, заранее их обговаривают и обсуждают, только после этого приступают к игре. Кроме того, правила могут быть озвучены детям взрослыми (педагогами), в том случае когда они еще только учатся играть. Необходимо отметить, что ряд игр подразумевает строгое соблюдение правил, так как от их выполнения зависит течение игра, а в некоторых играх правила могут быть изменены детьми самостоятельно и это не отразится на игре отрицательно.
Игровые предметы – это атрибуты, которые используются с целью совершения игровых действий.
В качестве игровых предметов могут выступать игрушки, либо предметы заместители. Особую роль в развитии ребенка дошкольного возраста имеют предметы-заместители, которые способствуют развитию воображения и мышления ребенка.
Реальные взаимоотношения между участниками игры - это отношения, которые установлены между детьми в реальной жизни, от них зависит не только успешность игры, но и ее возникновение.
В том случае, если между детьми установлены дружеские взаимоотношения, то дети легко и непринужденно вступают в игровые действия, самостоятельно распределяют роли и устанавливают правила. Если между детьми нет дружеских взаимоотношений, то спонтанное возникновение игры между ними не возможно, так как нет общих интересов и стремлений.
Этапы развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
Этапы развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста:
Первый этап – основное содержание игры представлено совершением разнообразных игровых действий с использованием предметов. На данном этапе ребенок только овладевает игровыми действиями, учится играть. Используя предметы, он многократно совершает элементарные игровые действия, тем самым доводя их до совершенства. Основным партнером по играм является взрослый, который показывает новые игровые действия. Сюжета в игре еще нет.
Второй этап – основой игры по-прежнему остается игровой предмет, однако действия с ним приобретают определенную последовательность и складываются в простой сюжет. Постепенно игровая последовательность с предметом трансформируется в игровые правила. Партнером по играм может быть уже не только взрослый, но и сверстник. Однако игровые объединения кратковременны. На данном этапе у детей проявляются предпочтения в играх, понравившиеся им игры они проигрывают многократно. Помимо любимых игр, у детей появляются и любимые игрушки. В заключение этого этапа дети выбирают себе 2-3-х партнеров, с которыми им больше всего нравится играть.
Третий этап – основное содержание игры так же ориентировано на выполнение действий с предметами. Однако выполняемые действия расширяются и направлены на установление контактов с партнерами по игре. На данном этапе перед началом игры дети обозначают правила и распределяют роли, подбирают необходимые игрушки. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью и становится основным правилом. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными.
Четвертый этап – основным содержанием игры является отражение взаимодействий и отношений между игроками. Тематика игр весьма обширна и зависит от жизненного опыта ребенка. Взаимодействуя друг с другом, дети делятся своим опытом и получают новый. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. На данном этапе ярко проявляются индивидуальные особенности игровой деятельности и игрового творчества каждого ребенка.