Направления музыкального развития ребенка
Музыкальные способности ребенка – это проявление его дара, заложенного природой в виде индивидуально-психологических особенностей, который открывает возможности развития музыкальных навыков и продуктивной реализации соответствующей им деятельности.
Наличие музыкальных способностей позволяет ребенку чувствовать красоту музыки, глубоко воспринимать и переживать музыкальные произведения. Дети могут оценить любое произведение великих классиков, распознать его. Наличие музыкального дара проявляется в следующем:
- Развитое слуховое восприятие мелодии, ее представление;
- Наличие ладового восприятия т. е. навыков распознания ладовых звуков, их функционального назначения;
- Развитое чувство ритма т.е. ребенок может двигаться под музыку, переживать услышанное в движении;
- Умение определять мелодию, тембр, музыкальную гармонию.
Музыкальное развитие ребенка играет важное значение в его жизнедеятельности. Оно позволяет проработать музыкальное мышление и развить музыкальную память, а также эмоционально воспринимать музыку, чувствовать ее.
Музыкальное воспитание ребенка реализуется в следующих направлениях:
- Чувственное восприятие. Оно основывается на эмоциональном отклике на музыку, развитие реакции на музыкальные произведения, понятие и осознание его смысла и роли, восприятие посыла, направляемого музыкой слушателю.
- Акцентирование внимания на детских музыкальных ощущениях. Предполагается развить восприятие ребенка в области понимания целостного музыкального произведения, а не его отдельных элементов. Звуки должны быть определены, исходя из их тембра, темпа, ритма и динамики.
- Определение конкретного музыкального направления, который интересен ребенку и его возможно развивать.
- Развитие природных задатков по расширению самостоятельных способностей. Предполагается обучать ребенка самостоятельному исполнению музыкальных произведений, игре на музыкальных инструментах, активно развивать его взаимоотношения с музыкальной областью деятельности.
При наличие у ребенка музыкальных способностей их лучше развивать с раннего возраста. Для этого нужно оценить музыкальные задатки ребенка.
Музыкальное восприятие активно развивается в первый год жизни ребенка. Он реагирует на звуки и, уже в полугодовалом возрасте способен воспринимать музыку на слух. Стоит обратить внимание на его реакции. На какие-то произведения ребенок начнет активизироваться, оживится и взбудоражится, а какие-то, напротив, его успокоят и возможно даже усыпят.
Далее, после года, ребенок начинает воспринимать музыкальное настроение произведений. В это время происходит формирование музыкального ритма – ребенок активно двигается под музыку.
Примерно с трехлетнего возраста следует начинать у ребенка развивать общие и специфические музыкальные навыки. Это должно происходить не насильно, а по желанию ребенка. Следует давать ему возможность исполнять музыкальные произведения самостоятельно, чтобы развить его чувство ритма и восприятие мелодий.
В четырех-пяти летнем возрасте у ребенка должен иметься обширный объем музыкальных знаний: громкость, скорость звука, распознание музыкальных инструментов на слух, сопоставлении мелодий, чувственное восприятие музыки, понимание ее эмоционального строя.
Возможно, что в этом возрасте ребенок уже сможет исполнять самостоятельно музыкальные произведения, играть на инструментах.
К шести-семилетнему возрасту, музыкальное воспитание должно достичь пика развития ребенка. ОН должен развить художественный вкус, воспринимать произведения, чувствовать его, уметь дать ему оценку и характеристику. В этот период интерес ребенка к музыке должен быть уже развит в полной мере, а музыкальный слух стимулироваться. Ребенку нужно расширять кругозор в музыкальной сфере, расширить его знание жанров и стилей музыки.
Основные методы и приемы музыкального воспитания
Поскольку музыкальное воспитание относится к эстетическому направлению, то оно предполагает наличие своеобразного целевого назначения и выбор соответствующих методик воспитания.
Все методы музыкального воспитания ориентированы на развитие музыкальных способностей детей и их культурное обогащение, привитие им художественного вкуса и любви к искусству посредством организованного взаимодействия педагогов и детей.
Одной из классификаций методов музыкального воспитания, является группировка, предложенная Н.А. Ветлугиной:
- Методы побуждения к сопереживанию.
- Методы убеждения.
- Методы практического упражнения.
- Методы создания поисковых ситуаций, для побуждения к творчеству.
Также, существует и иная классификация методов музыкального воспитания. Она включает три группы методов:
- Наглядные методы. Они включают прослушивание музыкальных композиций и проведение их анализа, знакомство с их характеристиками. В данном процессе задействуются все чувства и эмоции ребенка. Вообще, эта группа методов в музыкальном воспитании подразделяется на два направления: наглядно-слуховое и наглядно-визуальное восприятие. Дети воспринимают музыку на слух, посредством воспроизведения музыкальных произведений на различных устройствах или исполнения песен педагогом, родителем. Музыка, которую слышит ребенок должна быть качественной. Что касается, наглядно-визуального восприятия, то она является вспомогательным методом, поскольку помогает детям, зрительно ознакомиться с инструментами, на которых проигрывается то или иное произведение, персонажами произведений. Также, визуальное восприятие помогает лучше усвоить музыкальную информацию, конкретизирует музыкальное восприятие.
- Словесные методы. Они включают устные рассказы, пояснения, беседы с детьми по повод музыки, ее значимости, описание музыкальных произведений, комментирование их содержания.
- Практико-художественные методы. Они ориентированы не на простое ощущение и восприятие музыки, но и на практическую реализацию произведений детьми, посредством обучения их пению, игре на музыкальных инструментах, ритмичных танцев.
Рисунок 1. Методы музыкального воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Также, в музыкальном воспитании активно применяется игровой метод, поскольку игра является важным приемом в воспитании детей дошкольного возраста, независимо от его направлений.