Программа развития речи детей
Развитие речи – это совокупность процессов, связанных с овладением ребёнком средствами как устной, так и письменной речи.
Богатство речи ребенка считают одним из важнейших показателей уровня его умственного развития, в связи с чем взрослые должны поддерживать и обеспечивать развитие умственных способностей и речи детей-дошкольников.
Сегодня в соответствии с ФГОС входящая в структуру общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» включает в себя:
- владение речью в качестве средства общения и культуры;
- расширение активного словаря;
- развитие грамотной и связной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи и фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой и литературой, понимание на слух разных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности в качестве предпосылки обучения грамоте.
Работая с детьми-дошкольниками нужно уделять большое внимание развитию речи, а именно:
- обучать детей создавать образные характеристики через составление сравнений, загадок и метафор;
- применять игры и творческие задания, направленные на развитие выразительности речи;
- обучать детей составлять творческие рассказы по картине.
Обучать дошкольников образной речи необходимо начинать обучением детей сравнению. Затем отрабатывают умение составления различных загадок и на заключительном этапе дети учатся составлять метафоры.
Технология составления сравнений
Составлять сравнения можно обучать детей в возрасте трех лет. Упражнения могут проводиться не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Алгоритм составления сравнений выглядит следующим образом. Воспитатель:
- называет любой предмет;
- выделяет его признак;
- определяет значение выбранного признака:
- сравнивает выделенное значение со значением признака у другого предмета.
Младшие дошкольники отрабатывают алгоритм сравнения по простейшим признакам – цвету, форме, размеру, вкусу и пр.
В более старшем возрасте занятия становятся более сложными, детям предоставляют больше самостоятельности при выделении значения признака, для составления сравнений, поощряют их инициативу в выборе признака, в соответствии с которым будет идти сравнение.
В период старшего дошкольного детства дети самостоятельно делают сравнение по признаку, заданному воспитателем.
Данная технология обучения развивает у детей наблюдательность и любознательность, умение сопоставлять предметы по определенным признакам, обогащает речь, мотивирует развитие речи и мышления.
Технология обучения детей составлению загадок
Обычно у дошкольников работа с загадками ограничена их отгадыванием. При этом отсутствуют конкретные рекомендации, как и каким образом обучать детей отгадыванию задуманных предметов.
Во время развития речи детей гораздо важнее научить их составлению собственных загадок, нежели отгадывать уже знакомые.
В процессе составления загадки у ребенка развивается комплекс мыслительных операций, он получает радость от речевого творчества. Также, это является наиболее удобным способом налаживания работы с родителями по развитию речи детей, так как в непринужденной домашней обстановке, без каких-либо атрибутов и дополнительной подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребенком в составление загадок, что помогает развивать внимание, умение находить скрытый смысл слов и желание фантазировать.
Обучение детей составлению метафор
Метафора – это перенесение свойств одного предмета на другой, на основании признака, имеющегося у обоих сопоставляемых объектов.
Основная цель педагога – создать условия, необходимые для успешного усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенком усвоена модель в полном объеме, то он способен самостоятельно сформулировать фразу метафорического содержания.
Основная сложность создания метафоры – это умение найти признак, на основании которого будет совершен перенос свойств одного объекта на другой. Такой сложный тип мыслительной деятельности дает возможность развивать в детях способность создавать художественные образы, которые употребляются ими в речи как выразительные языковые средства. Это позволяет выявлять детей способных к творческой деятельности и помогает развивать в них талант.
Игры и творческие задания, направленные на развитие выразительности речи способствуют также развитию навыка выделения признаков объектов, обучают детей определять объект по описанию, выделять характерные специфические значения объекта, подбирая разные значения для одного признака, выявления признаков объекта, составлению загадок по моделям.
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине
Дети могут заниматься сочинением рассказов:
- реалистического характера;
- текст фантастического характера.
Оба названные типа рассказов могут быть отнесены к категории творческой речевой деятельности разного уровня.
Основополагающий момент в рассматриваемой технологии – то, что обучение детей составлять рассказы по картине базируется на алгоритмах мышления. Обучение детей осуществляется в процессе их совместной деятельности с педагогами через систему игровых упражнений.
Мнемотехника – это структура методов и приемов, которые обеспечивают успешное освоение детьми знаний об особенностях природных объектов, об окружающем мире, а также эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.
Мнемотаблицы помогают развивать связную речь детей, обогащают их словарный запас, учат составлять рассказы, пересказывать произведения художественной литературы, отгадывать и составлять загадки, заучивать стихи.