Сущность понятия «качество образования»
Качество образования – это интегральная характеристика системы образования, которая отражает степень соответствия реально достигнутых результатов образовательной деятельности нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Образование представляет важнейшую сферу социальной жизни, именно образование формирует интеллектуальное, культурное и духовное состояние общества. Концепцией модернизации российского образования поставлена задача повышения доступности качественного образования и эффективного использования ресурсов. Выполнение данной задачи предполагает, в том числе, и необходимость изменения механизмов оценки и мониторинга качества образования, изменения управления его качеством.
Отсутствует единый подход к определению содержания и сущность качества образования. Качество рассматривается в качестве динамического и постоянно изменяющегося свойства образовательной системы в целом, а также отдельных ее элементов.
Определение качества образования часто связано с постановкой целей образовательной деятельности в рамках государственной социальной политики или функционирования отдельных образовательных учреждений. К целям образования относят:
- формировать нацию и государство, основывающиеся на определенных ценностях, идеологии или религиозных убеждениях;
- сохранить или изменить традиционные ценности и мифы;
- достичь глобальную экономическую конкурентоспособность;
- обеспечить индивидуальную занятость или экономическую стабильность;
- сохранить семейные и общественные ценности;
- поддержать права человека и мира во всем мире.
Каждая общественная группа оказывает влияние на выбор определенной цели, так как каждая из этих групп обладает собственным пониманием качества образования:
- ученики школ видят качество оценками, привлекательностью содержания учебных предметов и обучения или полезности школьного образования для получения в будущем работы;
- родители могут видеть проявление качества образования в сохранении определенного набора ценностей, вкладе в семейные традиции, гарантиях трудовой занятости;
- образовательное учреждение связывает качество с успешностью своих выпускников, могут ли они переходить на следующую ступень обучения и пр.;
- местные сообщества определяют качество по поддержке ценностей местной общины, рейтингу школы в национальных экзаменах или по количеству хорошо подготовленных выпускников;
- в целом для страны качество проявляется в формировании национального согласия вокруг определенной политической религии и философии, сохранении и переосмыслении национальной истории, достижении конкурентоспособности в глобальной экономике;
- на международном уровне качество рассматривается в качестве возможности обеспечить мирное сосуществование и формировать сопричастность к мировому сообществу.
Оценка качества образования
Управление качеством образования – одна из наиболее актуальных проблем современного общества. Реформы, протекающие в современном мировом образовании, дают возможность выделять три опорные точки, которыми задано направление реформам в сфере качества образования для каждой ступени, обозначенной выше. То есть, создаются стандарты нового поколения, разрабатываются инструменты и технологии оценки качества образования, создается система обратной связи, которая позволяет управленческим структурам и целостному обществу получить информацию, касательно результатов оценки качества и инициировать при необходимости реформы.
То есть, основными объектами, качеством которых необходимо управлять, являются условия, процесс и результат.
Все три объекта подвергаются мониторингу, основная идея которого – описать актуальное состояние вышеназванных объектов, охарактеризовать желаемое состояние и построить систему управленческих действия, которыми и должно вызываться желаемое состояние.
Сама оценка качества образования подразделяется на оценку качества образования со стороны внешней среды, то есть оценка потребителей образовательных услуг и внутренние оценки качества внутри самой системы образования.
Для этого выделяют пять элементов образовательной системы:
- органы управления образованием;
- образовательные учреждения;
- образовательные программы;
- обучающие;
- обучающиеся.
То есть, оценка качества образования состоит из множества компонентов и предполагает решение массы проблем разного уровня – законодательных, научных, методических, организационных, управленческих и пр. На основании тенденций развития государства, может формироваться ряд новых возможностей, условий и потребностей, то есть должен быть продолжен мониторинг управления, контроля и оценки качества образования на разных уровнях, чтобы минимизировать неблагоприятных последствия социальных изменений.
Критериальные системы оценки качества образования федерального уровня разрабатываются довольно подробно, поэтому в последнее время особое внимание уделяется задаче сформировать систему мониторинга регионального образования.
Региональная система оценки качества образования – это совокупность организационных и функциональных структур, которыми обеспечивается оценка качества системы образования по всем направлениям предоставляемых услуг на основании единого концептуально-методического базиса.
Региональная система оценки качества образования – комплексная и состоит из нескольких подсистем:
- оценки образовательных достижений учащихся в качестве положительного результата совместных усилий всех субъектов образования;
- оценки достижений педагогов, соответствующих достижениям учеников;
- оценки достижений образовательного учреждения в целом, соответствующей достижениям обучающихся и педагогов;
- стимулирования и мотивации к саморазвитию педагогов и обучающихся;
- показателей качества образования, соответствующих образовательной программе гимназии, потребностям образовательных субъектов.
Иными словами, вся образовательная система требует переориентации на решение главной задачи современного образования – подготовить людей, которые могут быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке, а также принимать правильные решения в любых ситуациях, даже самых неординарных.