Место жительства как место воспитания
Возрастание внимания в современном мире к проблематике воспитания детей в семейно-бытовой микросреде, по месту жительства – закономерное явление, базирующееся на некоторых социально-политических обстоятельствах – объективно развивающемся взаимодействии семейного и общественного воспитания, возрастании социального-экономического и свободного времени, а также управление им в целях гармоничного развития личности ребенка.
Мировоззрение и поведение детей формируется под воздействием микросреды, то есть опыта, который аккумулируется ребенком из повседневной жизни. При восприятии огромного позитивного нравственного опыта, накопленного обществом, дети встречаются в семье, в кругу знакомых, на улице, слышат слова и высказывания, противоречащие социальному окружению ребенка, то есть его образу жизни. Если с таким негативным опытом не бороться, то дети впитают его в себя, а в дальнейшем этот опыт станет отправной точкой в отклоняющемся поведении, правонарушений несовершеннолетних.
Иными словами, воспитательная среда, в которой дети получают социальный опыт, оказывает значительное воздействие на поведение людей.
В качестве наиболее стабильной воспитательной сферы жизнедеятельности учащихся, в качестве части воспитательной среды, оказывающей активное воздействие на формирование и развития личности – место жительства. Еще задолго до поступления в школу, дети приходят в этот мир и включаются в отношения с определенными общностями людей.
Местожительства выступает сферой организации свободного времени детей и подростков, развития их интересов, реализации трудовой, общественной, культурно-творческой деятельности, сферой идейно-нравственного формирования личности.
Местожительством наиболее ярко отражается основной ряд характерологических черт внешкольной среды, в первую очередь, ее широкий социальный характер. Именно по месту своего жительства взрослые и дети проводят вместе большую часть времени вместе, создавая естественные благоприятные условия, чтобы активизировать взрослых для воспитания детей.
Роль внешкольных учреждений в воспитании детей
На современной ступени общественного развития внешкольным учреждениям отведена роль организаций и объединений, которыми обеспечивается для всех желающих дополнительное внешкольное образование. Ведущий принцип организации работы внешкольных учреждений – добровольность объединения детей на основании интересов, что стимулирует их к соответствующей деятельности, развивает их активность при овладении культурными общественными ценностями и их приумножением.
Идея комплексной и многопрофильной деятельности детей во внешкольных учреждениях предполагает интенсивность личностной социализации, расширение овладения жизненным опытом. Во внешкольных учреждениях у детей есть возможность свободного выбора занятий и разных типов общественно значимой деятельности, а также свободной смены одной деятельности на другую
Индивидуализация темпа и объема освоения детьми знаний и умений во внешкольных учреждениях обусловлена некоторыми особенностями их работы. В них отсутствуют жесткие требования к результатам деятельности в конце занятий. Каждый ребенок может продвигаться в собственном темпе: может осваивать программу, рассчитанную на гол, за более долгий период, или напротив, более сокращенные сроки, получить консультации педагога по своему желанию и пр.
Во внешкольных учреждениях под руководством профессиональных педагогов, у детей есть возможность заполнить свое свободное время такой деятельностью, которая отсутствует в школе (театральная деятельность, радиоэлектроника и пр.), что расширяет взгляд детей на мир. Привлечение к работе во внешкольных учреждениях специалистов различных предприятий, организаций науки и культуры делает возможным освоение учениками новых общественных достижений общества в естественной среде на современном уровне развития науки и техники.
Специфика внешкольной социально-педагогической работы в микрорайоне
Дети входят в общество сразу через несколько институтов – семью, школу, клуб, кружок, спортивную секцию, которые обладают своими особенностями в процессе социализации личности.
У любого воспитательного учреждения, общественной организации, формирования, любого социального института, участвующего в воспитательной работе по месту жительства, единые цели и задачи, которые ими совместно реализуются в целостной системе общественного воспитания. Каждый воспитательный институт активно и полноценно выполняет свои, только для него характерные функции, реализуя только строго определенные, специфические воспитательные возможности.
Содержание деятельности определенного воспитательного института строго соответствует его социально обусловленным функциям – сложные и противоречивый процесс, состоящий из переходных этапов от реального к идеальному уровню. При всей объективности характера этой деятельности ему необходимо система управления, цель которой – постепенно создать многосложный, постоянно разрастающийся коллектив воспитателей. Для современной системы социально-воспитательной работы с населением в микрорайоне свойственна тенденция качественной перестройки организации и руководства этой системой, например, со стороны инновационного воспитательного учреждения, который бы координировал и направлял совместную деятельность всех воспитательных институтов в микрорайоне.
Микрорайон в качестве территориально ограниченной общности людей в семейно-бытовой среде формируется на основании конкретных региональных условий, природных и национальных особенностей, своеобразия структуры и типа застройки жилого массива, его культурно-производственного окружения и местонахождения. Границы его не совпадают с территорией микрорайона школы или жилищно-коммунального учреждения.