Социальный интеллект и его основные параметры
Социальный интеллект – это способности человека, отражающие его возможности построения успешных социальных связей и навыков социального взаимодействия с разными категориями граждан, в разных условиях и при различных обстоятельствах.
Наличие у личности социального интеллекта позволяет строить свое социальное общение и социальное взаимодействие более эффективно, достигать сложных социальных целей и задач, управлять и взаимодействовать с большими массами людей.
Отсутствие социального интеллекта приводит к тому, что личность ведет себя в обществе совершенно неадекватно. Люди не могут с ним контактировать и строить какие-либо взаимоотношения. Поэтому, социальный интеллект выступает необходимым условием социального развития, социального становления личности и формирования навыков социального взаимодействия. Без социального интеллекта невозможно существование в социальной среде.
Наличие социального интеллекта личности отражает имение у нее некоторых признаков. Все их можно разделить на три больших блока:
- Адекватное понимание себя и своей эмоциональной стороны и адекватное восприятие эмоциональных проявлений других людей.
- Умение правильно выражать свои эмоции, исходя из конкретной ситуации и контролировать их проявление, чтобы избежать ненужного эмоционального всплеска.
- Навыки управления своими эмоциями и построения адекватного социального поведения. необходимо контролировать функционирование своей эмоциональной сферы и выстраивать свое поведение в соответствии с конкретной социальной ситуацией.
Наличие этих параметров у отдельной личности, позволяет определить наличие социального интеллекта и степень его развития.
Факторы развития социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте
Формирование социального интеллекта является сложным процессом. Он формируется под воздействием ряда внешних и внутренних факторов, т. е. причин формирования того или иного признака социального интеллекта, характера его проявления и отдельных черт.
К основным факторам развития социального интеллекта старшего дошкольника относятся следующие:
- Особенности психических процессов ребенка и динамика их развития. Психические процессы и их особенности позволяют понять особенности социального становления ребенка. Именно они определяют насколько легко и быстро он будет осваивать навыки социального взаимодействия или, напротив, какой степени сложности будет этот процесс и с какими проблемами предстоит столкнуться при его прохождении.
- Осознание ребенком собственной индивидуальности. Понимание своего «Я», выделение каких-то особенных признаков, определение своего места в общества имеет важное значение в формировании социального интеллекта. Это позволяет ему утвердиться в качестве полноценного участниками социального взаимодействия.
- Уровень развития внутренних регуляторов. Именно внутренние установки, контроль своего поведения, саморегуляторы обеспечивают формирование личностной самооценки. Они необходимы для формирования адекватной оценки своих действий и поступков и поведения других членов социума.
- Окружающая ребенка микросреда. Семья и ее устройство, микроклимат воздействует на формирование детской личности.
- Развитие самосознания детской личности. В старшем дошкольном возрасте, действия ребенок носят уже более осознанный характер. Ему необходимо понимать их смысл и значение. Дошкольник должен понимать, кем он является и для чего совершает то или иное действие, несет ли оно пользу для социума. Развитие самосознания, во многом, определяется национальными особенностями и уровнем культурного развития общества. Так, огромную роль оказывает менталитет нации, обычаи, традиции.
- Освоение культурных норм социального поведения и развитие желания их соблюдать. Необходимо воспитать в ребенке стремление к самоконтролю, а для этого, он должен осознать культурные нормы и традиции социального поведения и освоить их выполнение.
- Развитие навыков ограничения своих действий свободой и желаниями других людей.
- Сформированность навыков внутреннего контроля.
Способы развития внутреннего контроля у старшего дошкольника
Важным фактором развития социального интеллекта старшего дошкольника выступает формирование у него внутреннего контроля, который позволяет ему отложить удовлетворение своих сиюминутных желаний на потом и выстроить свое поведение в соответствии с конкретной социальной ситуацией.
Основными способами развития внутреннего контроля являются:
- Обучение ребенка навыкам отвлечения от того, что его привлекает, от его качеств. Ребенок должен уметь абстрагироваться от желаемого;
- Тренировка способности к самоконтролю, формирование навыков совершения действий по правилам, развитие шаблонного поведения;
- Развитие навыков концентрации внимания и его контроля;
- Развитие у ребенка положительной самооценки;
- Формирование умения подражать взрослым, которые способны откладывать удовлетворение своих желаний на более поздние сроки.
Важным направлением формирования самоконтроля поведения является адекватная его форма поскольку, более высокий уровень контроля или низкий уровень его развития приводят к тому, что поведение ребенка характеризуется спонтанностью, неуравновешенностью, проявлением эмоциональных взрывов в различных ситуациях. Поэтому, внутренний контроль должен иметь определенную степень развития, отвечающую адекватному социальному поведению.
Принципы развития социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте
Развитие социального интеллекта старших дошкольников опирается на следующие принципы:
- Принцип полисубъектности. Он означает, что процесс социального становления ребенка должен проходить в адекватных условиях, когда согласуются действия всех субъектов воспитания и обучения ребенка старшего дошкольного возраста.
- Принцип кооперации. Этот принцип отражает определенный уровень социальной информации, который должен быть передан ребенку, развитие у него умений говорить только правдивые высказывания, исключать вранье. Также, социальное общение требует построения осмысленных высказываний, отвечающих теме обсуждения, а речь должна быть понятной для окружающих т.е. необходимо избегать многословия, неоднозначности.
- Принцип вежливости. Он отражает необходимость привития ребенку норм речевого общения, т.е. речевого этикета.