Свободное воспитание – одно из направлений в педагогике, которое рассматривает процесс воспитания ребенка как оказание помощи его естественной природе в развитии и познании окружающего мира.
Возникновение идеи свободного воспитания ребенка в педагогике
Вопросы эффективного воспитания детей всегда занимали умы ученых педагогов. С течением времени изменялись требования к личности человека его знаниями, умениями и навыкам, соответственно процесс воспитания детей претерпевал изменения, разрабатывались новые теории и идеи. Интерес к воспитанию свободной и самостоятельной личности был актуален во все времена. Одним из основных направлений, ориентированных на свободное воспитание, является гуманистическая педагогика, которая провозглашала личность ребенка, ее права и свободы центром воспитательного процесса.
Своеобразным переломным моментом в области становления свободной педагогики является рубеж 19-20 вв. Именно в этот период разрабатывается большое количество теорий, выходит много научных трудов по педагогике. Русская педагогика развивается и совершенствуется в тесном взаимодействии с западной. Разработанные в тот период концепции и теории отечественными и западными учеными, являются альтернативными и разительно отличаются от предыдущих теорий воспитания. Основой всех концепций и идей выступает гуманизация процесса воспитания. Именно гуманизм провозглашается основной и фундаментом всей педагогической теории и практики. Из гуманизма выходят идеи свободного воспитания.
Теорию свободного воспитания развивают и продвигают в своих трудах такие ученые как А. Нейл (Свободная школа), Р. Штейнер (Антропософские школы), М. Монтессори («Дом свободного ребенка»), П. Петерсен (Воспитывающая школа без принуждения и наказания), С. Френе («Школа без принуждения»), Л.Н. Толстой (Теория свободного воспитания), К.И. Венцель (Дом свободного ребенка) и другие.
Таким образом, в основе теории свободного воспитания лежит мысль, согласно которой педагог является помощником естественного воспитания ребенка, то есть способствует развитию заложенных в ребенке природных (врожденных) качеств и способностей.
Идея свободного воспитания в педагогических концепциях России и Запада
Сущность идеи свободного воспитания рассматривалась многими отечественными и зарубежными исследователями в области сравнительной педагогики и международного образования.
Идея свободного воспитания – это сложное культурное, личностное и социальное явление, развитие которого определяется не только объективными, но и субъективными факторами.
Становление и развитие теории свободного воспитания во многом находится в зависимости от социального и культурного развития государства, а также от господствующей в нем педагогической мысли.
Тенденция развития свободного воспитания в России и Западной Европе основана на разрешении противоречий между социально-объективным и индивидуально-субъективным направлениями приоритета самоценности человека и свободы личности, и выступает как идеальная теория воспитания свободного человека. То есть, идея свободного воспитания является своеобразной альтернативой существующей на тот момент системе воспитания.
Факторы, определяющие развитие идеи свободного воспитания:
- Объективные факторы представлены особенностями политической ситуации в стране, развитием культуры, педагогической науки и практики.
- Субъективные факторы – это взгляды педагогов на процесс воспитания.
Сущность свободного воспитания и в России, и за рубежом, заключалась в том, что процесс воспитания должен способствовать развитию внутренней гармонии каждого ребенка. Педагоги, работавшие над теорией свободного воспитания, считали, что в естественной природе ребенка скрыто очень многое, необходимо только найти правильный подход и создать необходимые условия воспитания. Основой свободного воспитания является гуманизм, который предоставляет неисчерпаемые возможности для полноценного и всестороннего развития личности ребенка, формирования его самостоятельности и самоценности. Процесс воспитания должен быть основан на любви и доверии между ребенком и воспитателем, только в этом случае можно добиться полного раскрытия ребенка перед взрослым.
Свобода воспитания дает большой толчок для развития творческого потенциала ребенка. Свобода в рамках воспитания рассматривается как естественное и неотъемлемое право ребенка, полученное им от рождения. Ограничение свободы, установление разнообразных запретов может привести к тому, что ребенок начнет «закрываться» от мира, стесняться проявлять свои желания и показывать свои способности.
Таким образом, свобода представляется в трудах педагогов в двух аспектах. Согласно первому пониманию, свобода – это возможность самостоятельного выбора, способствующего самобытному развитию личности. Второй аспект понимания свободы подразумевает естественное, природное состояние человеческой сущности.
Тенденции свободного воспитания в трудах педагогов:
- А. Нейл. В своей педагогической деятельности, рассматривал вопрос о невмешательстве педагога в свободную деятельность ребенка, предоставлении ему возможности самостоятельного развития того, что было заложено природой.
- Саммерхилл, рассматривал возможность внедрения свободного воспитания в образовательный процесс школы, разрабатывал конфиденциальные уроки, которые бы способствовали снижению отрицательных эмоций у детей.
- М. Монтессории в своих педагогических трудах вывела девиз успешной и плодотворной работы с детьми: «Помоги мне сделать это самому». Согласно, М. Монтессори свобода – это возможность ребенком выбора той деятельность, которая ему действительно интересна и способствует развитию его способностей, заложенных в нем природой от рождения.
- У Р. Штейнера свобода - это возможность самоопределения ребенка, в основе которой лежит его природное мышление. Р. Штейнер истинной свободой ребенка считал его внутренние переживания. Он утверждал, что природная сущность самого ребенка, укажет его процесс свободного становления и развития.