Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология выявления и преодоления нарушений письменной речи

Причины возникновения и симптомы нарушений письменной речи

Нарушение письменной речи может проявляться в двух направлениях:

  • Дислексия – это частичные нарушения письма, вызывающее трудности в прочтении, написанного текста, заключающиеся в возникновении ошибок при соединении букв в слоги, а слогов в слова, что искажает смысл написанного.
  • Дисграфия – это частичные нарушения письменной речи, проявляющиеся в пропускании букв и слогов при написании, замене их местами, неправильном построении предложений и звукового состава слова.
Замечание 1

Нарушение письменной речи обусловлено неправильно функционирующим фонематическим слухом ребенка и искажением его восприятия.

Современная логопедия определяет ведущие причины нарушений письменной речи, требующей вмешательства специалистов и проведения коррекционной логопедической терапии:

  1. Строение полушарий головного мозга определяет особенности протекания мозговой деятельности и психических функций. Мозг каждого ребенка имеет свои особенности строения, что приводит к специфике развития познавательных процессов, функционирования речевого аппарата и освоения навыков устной и письменной речи;
  2. Задержка мозгового развития в целом или его отдельных функций. Это может привести к проявлению нарушений в письменной речи в различной степени;
  3. Особенности функционирования сенсомоторных функций ребенка;
  4. Условия окружающей среды и организации учебно-воспитательного процесса. Индивидуальный подход в процессе обучения реализуется в настоящее время в неполной степени. Это приводит к тому, что в школе предъявляются повышенные требования к учащимся. Дети просто не способны к выполнению тех заданий, которые им предлагаются в силу специфики своего развития: мозговых процессов и психической деятельности. Это приводит к тому, что ребенок перестает стремиться к пониманию того, что он делает, не желает развиваться, исправлять свои ошибки и т.д.;
  5. Нарушение звукового анализа у детей. Это приводит к пропуску букв в словах или их перестановке местами при их написании;
  6. Неврологические нарушения, приводящие к нарушению памяти, внимания, восприятия, ощущения.
«Технология выявления и преодоления нарушений письменной речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В современном обществе выделяют несколько основных степеней проявления дисграфии:

  1. Артикуляторно-акустическая – ошибки при письме связаны с нарушениями устной речи. Ребенок пишет слова так, как он их произносит. Ребенок может заменять звуки в словах, пропускать их.
  2. Акустическая дисграфия – буквы заменяются в словах на близкие по звучанию фонемы. Это возникает из-за нарушений в фонемном распознавании.
  3. Аграмматическая дисграфия – нарушение грамматического строя письма из-за недостаточно сформированного лексического запаса и овладения грамматическим строем речи. Ребенок может использовать неверную морфологическую структуру слова, изменять падежи, количество существительных, слова могут быть написаны в несогласованном порядке, возникают нарушения синтаксиса.
  4. Оптическая дисграфия – отсутствие навыков анализа и синтеза, искажения пространственных представлений. В этом случае буквы могут прописываться в зеркальном порядке, быть пропущенными или неправильно располагаться в слове.

Основные направления коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи

Преодоление нарушений письменной речи у детей может проводится разнообразными методами и технологиями. Все зависит от степени нарушения, индивидуальных особенностей развития ребенка, его возраста.

Целесообразно организовывать систематическую работу по коррекции нарушения, построенную на взаимодействии педагогов, логопедов, родителей и медицинских специалистов при необходимости.

Коррекционная работа ведется по следующим направлениям:

  1. Упражнения и занятия на развитие моторики пальцев рук. Моторные функции напрямую связаны с функционированием речевого аппарата ребенка. Можно использовать разнообразные пальчиковые игры, дополняя их чтением стишков, скороговорок, потешек, а также выполнять стандартные гимнастические упражнения для разработки кистей рук.
  2. Организация действий с различными предметами в игровой форме. Эти занятия ориентированы, также, на развитие моторных функций организма ребенка. Дети могут выполнять действия с крупами, пуговицами, зерном, собирать мозаику.
  3. Творческая деятельность. Сюда входят уроки рисования, выполнение разнообразных поделок из природных и иных материалов.
  4. Физкультминутки. Они ориентированы на развитие кистей рук, а также выполняют функцию перерыва в учебном занятии. Упражнения кистями можно проводить на каждом учебном занятии по три-пять минут.
  5. Упражнения, направленные на ликвидацию ошибок, связанных с неразвитостью аналитических способностей. Сюда включаются упражнения по придумыванию предложений по картинкам или отдельным словам, определению количества слов в предложении, определению места, занимаемого словом (по счету).
  6. Выполнение упражнений на развитие слогового анализа и синтеза. Сюда входят упражнения по выделению гласных букв в слогах, подсчета количества слогов, повторения слов по слогам, составление слова из слогов, нахождение недостающего слога, добавление слогов.
  7. Коррекция письменных ошибок на уровне отдельной буквы. Сюда входят упражнения на придумывание слов на конкретную букву, отыскание данной буквы в словах, составление слов с данной буквой в начале или в конце слова.
  8. Коррекция письменной речи на слоговом уровне. Сюда включаются упражнения по составлению слов с конкретным слогом, постановкой данного слога в определенное место слова, схематичное построение слов с цветными фишками, составление таблиц слов из слога.
  9. Коррекция письменной речи на словесном уровне. В данном направлении применимы упражнения по разделению слова на слоги, схематичное построение слов, графические диктанты, списывание слов, проговаривание слов по слогам.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot