Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогические ситуации, их решение

Значимость педагогических ситуаций

Определение 1

Педагогическая ситуация – это совокупность обстоятельств и условий, которые специально созданы педагогом или возникли спонтанно в рамках текущего педагогического процесса.

Замечание 1

Целью создания педагогических ситуаций является формирование и развитие личности учащихся как активных субъектов трудовой и общественной деятельности.

Педагогическая ситуация представляет собой кратковременные взаимодействия педагога и ученика (группы учеников или всего класса), основанные на противоположных нормах, ценностях и интересах, сопровождаемые значительными эмоциональными проявлениями и направленные на перестройку сложившихся взаимоотношений в худшую или лучшую сторону.

В настоящее время одним из важнейших ключевых навыков педагога является самостоятельная организация аналитико-рефлексивной деятельности, в рамках которой может быть создана необходимая педагогическая ситуация и разработаны средства ее разрешения. Погружаясь в созданную педагогическую ситуацию, решая ее совместно с учащимися, педагог не просто укрепляет взаимоотношения внутри ученического коллектива, способствуя его сплочению, но и повышает собственные профессиональные знания, умения и навыки.

Педагогическая ситуация, возникшая в рамках образовательного процесса, способна интегрировать и стимулировать личностный и профессиональный потенциал педагога. Обусловлено это тем, что решение любой педагогической ситуации требует от педагога не только применения знаний из области норм педагогической деятельности, но и формирования личной позиции к ней.

Замечание 2

Таким образом, педагогические ситуации могут применяться педагогом не только с целью установления эффективных взаимоотношений между учащимися, но и с целью собственного личностно-профессионального развития.

«Педагогические ситуации, их решение» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Анализ и порядок решения педагогической ситуации

Прежде, чем приступить к решению педагогической ситуации, педагог должен ее проанализировать.

Замечание 3

Анализ педагогической ситуации включает в себя не только определение объективных сторон, но оценка собственной позиции в данной ситуации. То есть, анализ подразумевает два взаимосвязанных компонента профессиональный и личностный.

Вторым этапом является осмысление сложившейся ситуации, стремление понять суть проблемы. Основой данного этапа является мыслительный процесс педагога, его вовлеченность в ситуацию и направленность на ее разрешение.

Анализ педагогической ситуации имеет алгоритм, содержащий шаги, последовательное прохождение которых позволяет педагогу найти максимально оптимальное решение:

  1. Анализ действия и установление его характера (аффективное, импульсивное, болезненное, нечаянное, сознательное, умышленное, непредвиденное и т.д.).
  2. Анализ мотива – направлен на определение причин поступка или действия учащегося.
  3. Поиск противоречий, заложенных в основе данной ситуации.
  4. 4.Установление точки опоры, необходимой для успешного разрешения противоречия (возрастные особенности, закономерности развития, специфика общения и взаимодействия между учащимися и т.д.).
  5. Постановка педагогической задачи.
  6. Поиск вариантов решения ситуации (стандартных и нестандартных).
  7. Точное установление собственной педагогической позиции (является одним из важнейших критериев успешности решения ситуации).
  8. Выбор оптимального решения педагогической ситуации и его обоснование.
  9. Проведение предварительной оценки возможных негативных и позитивных последствий данного решения.

Профессиональная деятельность педагога подразумевает владение им технологией решения разнообразных педагогических ситуаций. Значимость данной технологии состоит в том, что педагогическая ситуация является единицей образовательного процесса и одновременно эффективным инструментом успешной реализации своей профессиональной деятельности.

Четкое уяснение технологии решения педагогической ситуации заключается в том, что педагог осознает не просто значимость ее решения, но и воспринимает каждую педагогическую ситуацию как важный компонент образовательного процесса.

Типы педагогических ситуаций и особенности их решения

В настоящее время выделяют следующие типы педагогических ситуаций:

  1. Стратегические педагогические ситуации – это ситуации, разрешение которых занимает большое количество времени. Их решение способствует формированию у детей жизненной позиции, мировоззрения, знаний о закономерностях освоение человеком окружающей реальности.
  2. Тактические педагогические ситуации – это ситуации, связанные с освоением учащимися учебно-методического комплекса, предусмотренного образовательным стандартом и учебной программой. Решение данных задач направлено на формирование у учащихся определенных знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности.
  3. Оперативные педагогические ситуации – это ситуации, которые педагоги решают на протяжении всей своей профессиональной деятельности, посредством использования разнообразных методов, средств и приемов обучения и воспитания. Оперативные педагогические ситуации являются элементами тактических педагогических ситуаций. Отличие их состоит только в том, что они требуют незамедлительного решения сразу в момент возникновения.
  4. Дидактические педагогические ситуации – это ситуации, которые связаны с процессами управления познавательной деятельности учащихся, с вопросами создания необходимых условий разрешения противоречий между «знанием и незнанием», «умением и неумением».
  5. Воспитательные педагогические ситуации – это ситуации, которые требуют от педагога осмысления сложившейся ситуации в сфере нравственных отношений и принятия на этой основе решения для изменения условий развития личности учащихся.

Продуктивность технологии решения дидактических и воспитательных ситуаций в определяющей степени зависит от того, как педагог умеет связать решение оперативных ситуаций с тактическими и стратегическими, то есть насколько четко он себе представляет и реализует в профессиональной деятельности положения, сформулированные в государственных и нормативных документах об образовании.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot