Причины возникновения и симптомы нарушений письменной речи
Нарушение письменной речи может проявляться в двух направлениях:
- Дислексия – это частичные нарушения письма, вызывающее трудности в прочтении, написанного текста, заключающиеся в возникновении ошибок при соединении букв в слоги, а слогов в слова, что искажает смысл написанного.
- Дисграфия – это частичные нарушения письменной речи, проявляющиеся в пропускании букв и слогов при написании, замене их местами, неправильном построении предложений и звукового состава слова.
Нарушение письменной речи обусловлено неправильно функционирующим фонематическим слухом ребенка и искажением его восприятия.
Современная логопедия определяет ведущие причины нарушений письменной речи, требующей вмешательства специалистов и проведения коррекционной логопедической терапии:
- Строение полушарий головного мозга определяет особенности протекания мозговой деятельности и психических функций. Мозг каждого ребенка имеет свои особенности строения, что приводит к специфике развития познавательных процессов, функционирования речевого аппарата и освоения навыков устной и письменной речи;
- Задержка мозгового развития в целом или его отдельных функций. Это может привести к проявлению нарушений в письменной речи в различной степени;
- Особенности функционирования сенсомоторных функций ребенка;
- Условия окружающей среды и организации учебно-воспитательного процесса. Индивидуальный подход в процессе обучения реализуется в настоящее время в неполной степени. Это приводит к тому, что в школе предъявляются повышенные требования к учащимся. Дети просто не способны к выполнению тех заданий, которые им предлагаются в силу специфики своего развития: мозговых процессов и психической деятельности. Это приводит к тому, что ребенок перестает стремиться к пониманию того, что он делает, не желает развиваться, исправлять свои ошибки и т.д.;
- Нарушение звукового анализа у детей. Это приводит к пропуску букв в словах или их перестановке местами при их написании;
- Неврологические нарушения, приводящие к нарушению памяти, внимания, восприятия, ощущения.
В современном обществе выделяют несколько основных степеней проявления дисграфии:
- Артикуляторно-акустическая – ошибки при письме связаны с нарушениями устной речи. Ребенок пишет слова так, как он их произносит. Ребенок может заменять звуки в словах, пропускать их.
- Акустическая дисграфия – буквы заменяются в словах на близкие по звучанию фонемы. Это возникает из-за нарушений в фонемном распознавании.
- Аграмматическая дисграфия – нарушение грамматического строя письма из-за недостаточно сформированного лексического запаса и овладения грамматическим строем речи. Ребенок может использовать неверную морфологическую структуру слова, изменять падежи, количество существительных, слова могут быть написаны в несогласованном порядке, возникают нарушения синтаксиса.
- Оптическая дисграфия – отсутствие навыков анализа и синтеза, искажения пространственных представлений. В этом случае буквы могут прописываться в зеркальном порядке, быть пропущенными или неправильно располагаться в слове.
Основные направления коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи
Преодоление нарушений письменной речи у детей может проводится разнообразными методами и технологиями. Все зависит от степени нарушения, индивидуальных особенностей развития ребенка, его возраста.
Целесообразно организовывать систематическую работу по коррекции нарушения, построенную на взаимодействии педагогов, логопедов, родителей и медицинских специалистов при необходимости.
Коррекционная работа ведется по следующим направлениям:
- Упражнения и занятия на развитие моторики пальцев рук. Моторные функции напрямую связаны с функционированием речевого аппарата ребенка. Можно использовать разнообразные пальчиковые игры, дополняя их чтением стишков, скороговорок, потешек, а также выполнять стандартные гимнастические упражнения для разработки кистей рук.
- Организация действий с различными предметами в игровой форме. Эти занятия ориентированы, также, на развитие моторных функций организма ребенка. Дети могут выполнять действия с крупами, пуговицами, зерном, собирать мозаику.
- Творческая деятельность. Сюда входят уроки рисования, выполнение разнообразных поделок из природных и иных материалов.
- Физкультминутки. Они ориентированы на развитие кистей рук, а также выполняют функцию перерыва в учебном занятии. Упражнения кистями можно проводить на каждом учебном занятии по три-пять минут.
- Упражнения, направленные на ликвидацию ошибок, связанных с неразвитостью аналитических способностей. Сюда включаются упражнения по придумыванию предложений по картинкам или отдельным словам, определению количества слов в предложении, определению места, занимаемого словом (по счету).
- Выполнение упражнений на развитие слогового анализа и синтеза. Сюда входят упражнения по выделению гласных букв в слогах, подсчета количества слогов, повторения слов по слогам, составление слова из слогов, нахождение недостающего слога, добавление слогов.
- Коррекция письменных ошибок на уровне отдельной буквы. Сюда входят упражнения на придумывание слов на конкретную букву, отыскание данной буквы в словах, составление слов с данной буквой в начале или в конце слова.
- Коррекция письменной речи на слоговом уровне. Сюда включаются упражнения по составлению слов с конкретным слогом, постановкой данного слога в определенное место слова, схематичное построение слов с цветными фишками, составление таблиц слов из слога.
- Коррекция письменной речи на словесном уровне. В данном направлении применимы упражнения по разделению слова на слоги, схематичное построение слов, графические диктанты, списывание слов, проговаривание слов по слогам.