Управление предметной областью образовательного проекта – это стадия управления проектом, на которой определяются основные моменты его реализации, выделяется спектр требуемых работ и ресурсов, которые необходимы для полноценной реализации и завершения проекта.
Предметная область - это совокупность целей, которых можно достичь по мере реализации проекта.
Предметная область, по сути, отражает содержание образовательного проекта и ориентирована на достижение ряда образовательных целей и задач т.е. предметная область является совокупностью действий, работ в образовательной сфере, направленных на достижение целей и задач образования.
Разработка образовательного проекта нацелена на решение государственных и социальных задач в образовательной сфере, ориентированных на достижение конкретных экономических, общественных и образовательных целей.
Образовательные проекты могут иметь различное целевое назначение, реализовываться разными субъектами, охватывать различные области и направления деятельности.
Реализация любого образовательного проекта начинается с управления его предметной областью, которое реализуется по определенной технологии.
Управление образовательным проектом
Управление проектом образования – это разновидность управленческой деятельности, используемой для координации различных видов образовательной деятельности и различных объектов образования.
Управление проектом образования начинается с определения его целевого назначения. Цель отражает идею создания проекта и те итоги, которых требуется достичь по ходу его реализации для принесения обществу и образовательной сфере определенного положительного эффекта.
Управление образовательным проектом реализуется на трех уровнях:
- Уровень целеполаганания. Он предполагает постановку цели проекта и реализацию основной идеи проекта в виде модели, которая отражает реальный образовательный процесс и его аспекты.
- Уровень проектирования. Здесь определяются средства реализации проекта, т. е. основные средства, источники финансирования, ресурсное снабжение, организационное устройство проекта, связь между его компонентами. Проектирование реализуется путем создания модели, максимально отражающей свойства реального образовательного процесса и перенесение задуманных параметров на модель, для прослеживания сценариев взаимодействия отдельных компонентов проекта с внешней средой, с другими компонентами. Проектирование основано на построении модели образовательной деятельности и итогов ее реализации, с использование конкретных технологий и методов реализации образовательного процесса. Построенная модель проекта переносится на предметную область проекта т.е. на стадию его реализации.
- Уровень реализации проекта. Он отражает процесс управления предметной областью проекта, в ходе которого происходит достижение компромисса между идейными положениями проекта, его целевым назначением и возможностями его реальной практической реализации.
Этапы управления предметной областью образовательного проекта
Процесс управления предметной областью образовательного проекта осуществляется в несколько этапов:
- Разработка концептуальной основы управления. Реализуется формирование концепции управления предметной областью проекта. На данном этапе реализуется мотивация к переводу проекта на новый этап и предпринимаются меры по переходу к новому этапу развития. Концепция отражает необходимость реализации проекта. Для этого, иногда, требуется проведение каких-то исследований, привлечение дополнительных специалистов, получение одобрения от органов власти конкретного уровня и т.д.
- Составление плана управления. Разрабатываются документы, которые отражают основную идею проектной деятельности, описывают необходимость и значимость образовательного проекта. Данные положения закладываются, как фундамент последующего развития проекта. План образовательного проекта включает в себя характеристику его основных показателей, определение показателей эффективности реализации проекта, обоснование ограничений и допущений, вводимых на каждой стадии реализации проекта.
- Организация управления. На данном этапе осуществляется определение предметной области проекта, он разделяется на несколько частей, чтобы им было удобнее и проще управлять, производится утверждение замысла проекта. Здесь же, распределяются функциональные обязанности и ответственность участников проектной деятельности и определяются отчетные документы, формируемые на каждой стадии реализации проекта.
- Контроль управления. Здесь реализуется контроль реализации предметной области проекта, контроль управления им т.е. анализируется целесообразность изменений, вносимых в содержание проекта, используемых приемов управления, а также продуктивность его итогов.
- Анализ и координация управления. На данном этапе осуществляются аналитические мероприятия в отношении координирования проектной работы. Здесь происходит сравнение достигнутых итогов реализации проекта по отношению к плановым, делаются прогнозы дальнейшего развития проекта и его основных направлений реализации, вносятся поправки и оценивается их продуктивность, осуществляется разработка коррекционных мероприятий и делается мониторинг их итогов реализации.
- Заключительный этап. Он включает в себя итоговый анализ проектной деятельности и составление отчетности по реализации проекта. В отчете отражаются все параметры проекта и особенности его реализации, отображается наличие корректировок, вносимых в проект и их эффективность, наличие спорных моментов и их значение в проектной деятельности. Отчет сохраняется в архиве образовательной организации или иного института, реализующего проект, из него делаются выводы и извлекаются уроки реализации проекта.