Понятие и сущность культурно-просветительской деятельности
Культурно-просветительская деятельность – это процесс достижения определенной гармонии, которая дает социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, психологический и личностный комфорт.
Реализуя технологию культурно-просветительской деятельности, педагог осуществляет работу по воспитанию базовой культуры личности, занимается созданием предпосылок для развития у детей индивидуальных способностей, направленных на удовлетворение собственных, общественных и государственных интересов.
Технология культурно-просветительской деятельности имеет гуманистический, развивающий и культурологический характер.
Основные функции технологии культурно-просветительской работы:
- Культурно-творческая.
- Развивающая.
- Информационно-просветительская.
Технология культурно-просветительской деятельности должна осуществляться не только в рамках образовательной деятельности, но и за ее пределами, в рамках культурно-массовых институтов (музеи, театры, центры досуга и т.д.), с целью культурного роста населения страны.
Основные направления культурно-просветительской деятельности
Технология культурно-просветительской деятельности направлена на развитие эстетических и духовно-нравственных ценностей, возрождение культурных традиций, формирование здорового образа жизни и патриотизма и др.
Основные направления технологии культурно-просветительской деятельности, реализуемой в рамках образовательных учреждениях:
Культурно-просветительская деятельность, организуемая с детьми:
- организация и проведение цикла концентров, в которых принимают участие сами дети;
- организация и проведение тематических концертов, в соответствии с возрастными возможностями и потребностями;
- организация в образовательном учреждении различных творческих коллективов, их участие в разнообразных проектах, выступлениях и т.д.;
- посещение детьми и педагогами учреждений культуры и иных организаций (концерты, картинные галереи, театры и т.д.).
Культурно-просветительская работа, проводимая с родителями – осуществляется в форме родительских собраний, педагогических советов, родительских конференций, тематических консультаций, круглых столов, открытых занятий и т.д.
Культурно-просветительская работа педагогов – осуществляется с использованием разнообразных методов и форм (беседы, лекции, диспуты, дискуссии, олимпиады, кружки, курсы и т.д.). Как показывает практика, наиболее популярными являются методы, которые включают в себя игровые приемы, творческие мастерские, мастер-классы и т.д.
Значимость культурно-просветительской деятельности заключается в том, что она способствует расширению кругозора человека, позволяет ему найти достойное место в обществе, помогает быть полезным для окружающих людей и государства.
Большую значимость культурно-просветительская работа имеет для педагогов. Успешен в своей профессиональной деятельности тот педагог, который постоянно совершенствует свои знания, расширяет и углубляет их, реализует в работе с детьми профессиональные культурно-просветительские компетенции.
Основными формами культурно-просветительской работы с подрастающим поколением являются разнообразные экскурсии, консультации, лекции, клубы, конкурсы, встречи с интересными или знаменитыми людьми, праздники, исторические игры и т.д.
Роль педагога в культурно-просветительской деятельности
На протяжении всей истории отечественной системы образования, педагог воспринимался как просветитель, активный участник культурно-просветительской работы. Педагог – это тот человек, который профессионально «несет» просвещение и культуру в массы.
С переходом на многоуровневую профессиональную подготовку педагогических кадров и введение в систему образования ФГОС, культурно-просветительская деятельность стала одной из обязанностей современного педагога. Данный вид деятельности обозначен во ФГОС конкретными компетенциями педагогической деятельности.
В связи с чем, к профессиональным компетенциям педагога предъявляют ряд следующих требований:
- Умение на должном уровне разрабатывать и реализовывать различные просветительские программы, в том числе с использованием современных компьютерных технологий.
- Уметь организовывать эффективное взаимодействие между всеми участниками культурно-просветительской деятельности.
- Использовать в своей работе опыт отечественных и зарубежных педагогов по организации культурно-просветительской деятельности.
- Умение выявлять и использовать в собственной культурно-просветительской деятельности возможности образовательного учреждения и иных институтов просвещения, а также региональной культурной и образовательной среды.
Базовыми аспектами культурно - просветительских компетенций являются:
- Функция просвещения – это желание и готовность принимать активное участие в культурной жизни общества и государства, создавать объекты культуры, использовать в своей деятельность мировое культурное наследие.
- Пропаганда культуры – принимать активное участие в создании единого культурного, научного, образовательного и информационного пространства, транслирующего культурно-историческое наследие России.
- Воздействие на сознание – умение оказывать необходимо содействие на раскрытие и развитие у подрастающего поколения нравственных идеалов и ценностей обществами средствами культур.
- Политическая функция - способность участвовать в постановке и решении актуальных задач российской государственной политики в области национально - культурных отношений, развития этнокультурного образования и межкультурных коммуникаций.