Предпосылки разработки технологии культурно-досуговой деятельности молодежи
Культурно-досуговая деятельность молодежи – это участие молодого поколения в разнообразных мероприятиях и направлениях деятельности, носящих культурный характер и предполагающих полезное времяпрепровождение подростков.
Поскольку досуг является одной из важных сфер жизни и деятельности граждан, он требует своей рациональной организации.
Современное общество характеризуется тенденцией изменения социокультурной ситуации в досуговой сфере. Это оказывает негативное влияние на развитие молодого поколения, поскольку приводит к развитию девиантного поведения подростков и молодежи. Именно молодое поколение наиболее просто и легко подвергается стороннему отрицательному воздействию, наиболее восприимчиво к инновациям в социальной и культурной сфере. Все новшества в этой области способны оказывать разное воздействие на личностное развитие молодежи.
Досуговая деятельность должна носить, прежде всего, культурный характер. Даже организованный, но носящий некультурную ориентацию, ориентированный на достижение асоциальных целей досуг может привести к развитию ряда социальных проблем:
- Противозаконной деятельности детей и подростков;
- Развитию у детей стремления к нездоровому образу жизни и его пропаганде;
- Формированию вредных привычек;
- Формированию разрушительной позиции по отношению к социуму;
- Росту числа «трудных подростков».
В этой связи, организация досуга должна быть ориентирована строго на социально-значимые, культурные цели. Это окажет положительное воздействие на формирование у молодежи активной жизненной позиции, развитие стремления к созиданию, сознательному и уважительному отношению к природной и социальной среде.
Современное состояние досуговой деятельности требует грамотного, квалифицированного подхода к разработке инновационной технологии ее организации. Существует ряд проблемных моментов, связанных с досуговой деятельностью подростков и молодежи:
- В учреждения образования отсутствуют специально отведенные места для досугового времяпрепровождения. Детям необходимы места для общения, построения коммуникативных связей, организации дружеских встреч, условия для самовыражения молодой личности и ее самореализации. Это приводит к тому, что подростки, стремящиеся к самовыражению, находят иные места, носящие деструктивный характер, участвуют в антикультурных мероприятиях, разрушая свою личность асоциальной деятельностью;
- Коммерческая ориентация детского досуга. Капиталистическое общество предполагает развитие разнообразных форм предпринимательской деятельности. В сфере досуга открывается множество секций различной направленности: спортивные кружки, художественные школы, музыкальные студии. Естественно, что все они являются платными, а это приводит к ограничению их доступности для молодежи. Молодежь, чьи семьи имеют низкие уровни доходов, не могут позволить себе посещение этих секций. Это отрицательно сказывается на их социальном развитии, приводя к развитию его деструктивных форм;
- Информатизация общества. Развитие компьютерной техники приводит к тому, что молодое поколение не интересуется ничем в жизни, кроме компьютерных игр. Это развивает компьютерную зависимость, развивает многие физиологические заболевания;
- Наличие потребности в общении. Подростковый возраст, как никакой другой, требует активного общения. Личность ребенка складывается под действием социального коллектива и его мнения. Если ребенок не имеет возможности образования прочных связей со своими сверстниками, то он ищет контакты на стороне, вступая в различные группировки, асоциальные компании. Ценности этих группировок редко носят положительный социальный характер.
Данные проблемы приводят к необходимости разработки технологии культурно-досуговой деятельности молодежи.
Цели и задачи организации досуговой деятельности молодежи
Досуг является одним из видов деятельности, реализуемой в свободное от социальной и бытовой деятельности время, средством отдыха и восстановления сил после трудовой активности и развитием иных умений, которые не формируются в ходе основной деятельности человека.
Это предполагает определенную нацеленность этой деятельности. Досуговая деятельность имеет определенное содержание, которое отражает интересы и увлечения детей и ориентировано на удовлетворение их потребностей.
Досуговая деятельность носит ярко выраженный эмоциональный окрас. Она приносит чувство радости, гордости, уверенности в себе и своих силах. Досуг помогает сформировать у детей культурные ценности, развить навыки общения, построения контактов с различными возрастными категориями граждан.
Досуговая деятельность нацелена на интеллектуальное, физическое и творческое развитие личности, ее самореализацию и саморазвитие.
Исходя из поставленной цели, досуговая деятельность требует достижения ряда задач:
- Развитие гармоничной всесторонне развитой личности;
- Совершенствование духовно-нравственных, эстетических и физиологических свойств подростка;
- Оказание помощи в удовлетворении духовных потребностей молодежи;
- Развитие творческого потенциала молодого поколения.
Досуговая деятельность позволяет заниматься тем, что приносит удовольствие молодежи, поддерживает здоровое эмоциональное состояние, помогает бороться со стрессами и достигать общественно значимых целей.
Рисунок 1. Содержание культурно-досуговой программы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы реализации технологии культурно-досуговой деятельности молодежи
Построение культурно-досуговой деятельности и ее эффективность определяются опорой на следующие принципы организации досуга молодежи:
- Целесообразность и рациональность досуговой деятельности - досуг должен ориентироваться на развитие какой-либо стороны личности.
- Увлекательность. Досуговая деятельность должна строиться на добровольной основе. Заставить заниматься каким-то направлением этой деятельности невозможно. К ней можно только побудить, мотивируя привлекательностью досуговых мероприятий, вызывая интерес той или иной деятельности у детей.
- Сочетание занимательности и развлечения. Деятельность должна быть интереса ребенку, развлекать его и одновременно тренировать какие-то его умения, активировать мыслительную работу, смекалку, сообразительность.
- Самодеятельность. Досуговая деятельность должна способствовать проявлению у молодежи социальной активности, включению их инициативы.
- Испытание положительных эмоций. Досуговая деятельность должна развивать в детях лучшие их качества и помогать им почувствовать себя лучше, ощутить свою общественную значимость, испытать положительные эмоции от выполнения социально-значимой деятельности.