Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика – это скоординированные действия человека, направляемые на выполнение точных мелких движений кистью и пальцами руки, благодаря скоординированному действию нервной, мышечной и костной систем, а также зрительного анализатора.
Развитие мелкой моторики – одна из важнейших задач при подготовке ребенка к школе.
Так, уровень развития речи ребенка прямо пропорционален степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитие мелкой моторики крайне важно для подготовки ребенка к обучению в школе.
Дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют строить логические рассуждения, обладают достаточно хорошо развитой памятью, вниманием, связной речью.
Развитый мозг и неразвитая моторика руки – частое и закономерное в образе жизни современного человека, явление. Общая неготовность огромного числа современных детей к письму или проблемы с развитием речи – это следствие слабого развития мелкой моторики рук. Иными словами, если у ребенка есть проблемы с речью или ориентировкой на листе бумаги, то у него есть проблемы с мелкой моторикой.
Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от ее систематичности, что может быть выполнено только если дошкольное образовательное учреждение находится в контакте с семьей. Самым благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека является период 3-9 лет, когда кора больших полушарий головного мозга еще не до конца сформирована.
Выделен ряд мер, помогающих развивать мелкую моторику:
- пальчиковая гимнастика;
- игры с крупами, пуговицами, бусинами, мелкими камешками и природным материалом;
- лепка из пластилина;
- шнуровка, застежки;
- работа с разными конструкторами, закручивание шурупов и гаек;
- игры с мозаиками и паззлами;
- вырезание ножницами;
- рисование разными материалами – ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, красками и пр.;
- разные виды работы с бумагой;
- графические упражнения – штриховки, графические диктанты, повторения узоров;
- раскрашивание.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика очень полезна как для развития твердости руки, необходимой, чтобы уверенно держать ручку и совершать движения, характерные для письма на листе бумаги, так и для речевого развития. В результате тренировок кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Пальчиковыми играми называют инсценировку каких-либо рифмованных историй или сказок с использованием пальцев рук. Многие предполагают участие обеих рук, развивая межполушарное взаимодействие и помогая в ориентировке в пространстве.
Можно каждое занятие по подготовке к письму начинать пальчиковой игрой, чтобы дети размяли пальчики и успешно выполнили предлагаемые графические упражнения.
Игры с крупами, пуговицами, бусинами
Игры с мелкими предметами тонизируют кисть руки. Детям можно предложить:
- сортировку бусин;
- угадывание предметов на ощупь с закрытыми глазами;
- перекатывание предмета между большим и указательным пальцами.
Можно обучить ребенка перекатыванию пальцами одной руки двух грецких орехов или камешков, пальцами одной руки или двумя ладонями шестигранного карандаша.
Можно научить детей выкладыванию букв, силуэтов разных предметов из семян, пуговиц, палочек и пр.
Вырезание ножницами
Ножницы предполагают отработку навыка вырезания по прямой, а также вырезание разных форм – прямоугольных, овальных, круглых. Нужно побуждать детей к словесной характеристике движений рук при вырезании.
Умение уверенного использования ножниц играет особую роль в процессе развития ручной умелости, для детей дошкольного возраста и трудно и предполагает задействование всей скоординированности движений.
Рисование и раскрашивание
Детей нужно учить аккуратному раскрашиванию, не выходить за контуры изображений, равномерно наносить нужные цвета. Раскрашивание, в качестве одного из наиболее простых видов деятельности, предлагают детям, преимущественно для того, чтобы они усвоить гигиенические правила, необходимые для письма.
Также раскрашивание развивает согласованные действия зрительного и двигательного анализаторов и укрепляет двигательный аппарат пишущей руки. Выполняя работу по раскрашиванию, дети не устают, в отличие от работы по написанию букв, делают это свободно и с удовольствием, хотя рукой проделывают практически те же манипуляции, что и во время письма.
Рисование разнообразными материалами предполагает разную степень нажима, чтобы на бумаге оставался след от пишущего предмета.
Графические упражнения и штриховки
Данные типы упражнений выполняют на нелинованной бумаги. Мелкую моторику определяет не только четкость и красота изображения линий, но и легкость и свобода, то есть движения руки не должны быть скованными и напряженными.
Дети должны стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии, учиться свободному рисованию плавных линий слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу вверх, что очень важно для формирования почерка.
Штриховка – одно из наиболее важных упражнений.
Для более эффективного результата работы, следует пользоваться разнообразными приемами и методами работы, направленными на формирование тонких движений пальцев рук.
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики приносят ребенку тройную пользу:
- кисти рук становятся хорошо подвижными, гибкими, исчезает скованность движений руки, руки подготавливаются к овладению письмом;
- у детей формируется художественный вкус, что полезно в любом возрасте;
- развитие рук, доказано связано с развитием мышления ребенка и становлением речи.