Понятие педагогического стимулирования
Педагогическое стимулирование – это целенаправленный процесс использования внешних факторов (стимулов), которые при взаимодействии с мотивами и внутренними установками, выступают как побудительные ненасильственные средства актуализации реальных и потенциальных личностных возможностей, развития субъективности в рамках благоприятного морально-психологического климата.
В педагогике обучения и воспитания проблема стимулирования является одной из основных. В любом возрасте человек считает естественным руководство со стороны родителей и педагогов, так как человек обладает недостаточной волей, поэтому у них развиты разнообразные формы сопротивления, кажущиеся самим людям глубоко мотивированными и справедливыми. К тактическим ошибкам педагогов можно отнести несдержанность, недостаточную тактичность, склонность к применению наказаний, чем усложняется задача педагогического влияния.
Наши далекие предки использовали только метод кнута, то есть различные физические и моральные наказания, соответствующие суровому укладу той жизни, а также представлениям о психологии людей, изменение которой возможно только жестокостью и суровостью.
Постепенно соотношение кнута и пряника становится все сложнее, так как в ходе постепенного накопления морального опыта утвердилась идея педагогической мягкости и терпимости. В ХХ веке развитые страны практически изжили физические наказания, чем была ознаменована новая педагогическая эпоха.
Таким образом, поведение педагогов, представляющееся нашим предкам верхом гуманности, современному человеку кажется жестким и несправедливым. Из этой закономерности вытекает постоянная необходимость совершенствовать методы стимулирования.
Поощрение
Сегодня прочно утвердилась мысль, что преобладающими должны быть методы позитивного подкрепления, так как эффективнее и гуманнее. Это представляет прогресс этики, а также данные психологической науки. Вера в себя и стремление к достижению в качестве результата поощрения являются более плодотворными, по сравнению со страхом наказания.
Странно, что в нашей педагогике всегда уделялось и уделяется крайне мало внимания разработке методов позитивного подкрепления и поощрений.
В советский период господствующей была доктрина, что поощрение является какой-то необязательной роскошью, так как трудолюбие и усердие – элементарная обязанность каждого человека, которая должна быть выполнена без особого подкрепления. Разработка методов позитивного подкрепления – одна их важнейших в сегодняшней педагогике.
Похвала
Похвала требует соблюдения определенных условий ее использования, иначе может быть крайне непедагогичной. К таким условиям относят:
- хвалить нужно за прилагаемые усилия, а не за качества, данные от природы. Незаслуженная похвала вызывает зависть у товарищей и может настроить детей против педагога;
- нельзя при всем классе хвалить ученика за то, что не поддерживает группа, даже если это правильно с точки зрения педагога. Эта похвала может порождать агрессивное поведение;
- в любой группе существует неформальная иерархия, и похвала так называемых козлов отпущения – опасное занятие, вызывающее негатив у уважаемых членов группы и к этим детям, и к педагогу. Хвалить их нужно мотивированно, меняя отношение всего класса к ним;
- дети любят приписывать учителям любимчиков, а у учителей могут быть обоснованно любимые ученики, но хвалить их необходимо аккуратно, учитывая негатив со стороны класса к таким любимчикам.
Оценивание
Оценка не должна быть ни поощрением, ни наказанием, только мерилом знаний, однако никто из учителей не может прекратить использовать оценку в качестве стимулирующего средства, поэтому нужно стремиться делать это наилучшим образом. Интуиция и доброжелательность педагога – хорошие советчики, но нужно знать ряд типичных ошибочных позиций:
- некоторые педагоги обесценивают свои оценки постоянным их завышением, что происходит из-за мягкости характера учителей, или из-за их слабых знаний;
- другие учителя, наоборот, скупятся на хорошие оценки, так как считают, что этим повышают уровень знаний учеников;
- некоторым педагогам сложно преодолеть клише в оценивании отдельных учащихся, так как если ученик получил репутацию троечника, то учитель неохотно будет ставить ему четверку за контрольную, думая, что ребенок списал и т.п.
Ситуация успеха
Создание ситуации успеха направлено на укрепление у ребенка веры в себя, но это требует приложения большого количества усилий со стороны педагога, по сравнению с простым использованием какого-либо типа поощрения. Они могут представлять собой особую помощь учащимся при подготовке урока, предоставление выигрышных материалов для выступления во время урока, предварительную подготовку учащихся для восприятия сложной темы и пр.
Соревнование
Организация соревнования учеников очень мало используется в современной школе. Соревнование считается чем-то вымученным, навязанным и нехарактерным для мотивации людей.
Стремление соревноваться – присуще психологии людей, неотделимо от нее. Всю жизнь каждый человек стремится не отстать от людей своего поколения, сверяет собственные жизненные успехи с их достижениями.
Соревновательный азарт характерен каждому человеку и значительно сильнее становится внутри коллектива. Дети с удовольствием соревнуются, но ослабление усилий учителей сразу приводит к ослаблению интереса со стороны детей. То есть, необходимо постоянно подогревать интерес детей, учитывая результаты, использовать новые формы соревнования, вносить в любую деятельность игровые элементы.
В ходе увлекательного соревнования, коллектив детей сплачивается, они привыкают к взаимопомощи, вырабатывая ответственность, прилагая усилия и просто проживая интересные моменты, то есть превращаются в настоящий коллектив, что является всегда педагогически целесообразным.