Стажировка педагога – это деятельность педагога, ориентированная на получение опыта педагогической деятельности, повышение своего профессионального мастерства и квалификационного уровня.
Стажировка педагогов осуществляется на начальных стадиях их профессиональной деятельности, т.е. когда они осваивают основы работы и пробуют себя в ней, или же для совершенствования своих профессиональных навыков и компетентностей в конкретном направлении педагогической деятельности.
Стажировка как направление профессионального роста педагога
Стажировка педагога ориентирована на профессиональный рост и развитие педагога, получение им знаний и навыков, которые актуальны в современной системе образования и позволяют педагогу занять конкретное место в данной сфере и достичь определенных результатов в профессиональной области деятельности.
Как направление профессионального роста педагога, стажировка обладает следующими преимуществами:
- Повышение методической компетентности педагога в краткие сроки.
- Быстрота формирования новых теоретических знаний, расширение и углубление имеющихся.
- Обеспечение педагогической деятельности новыми методическими разработками.
- Развитие образовательной системы в соответствии с реалиями времени.
- Применение в ходе стажировки технологий активизации профессиональной деятельности педагогов и интенсификации их развития.
- Создание единого образовательного пространства в современном информационном обществе, ориентированного на удовлетворение его потребностей.
Педагогическая стажировка, как направление профессионального роста педагога является способом творческого развития педагогов. Она позволяет приспособить современного педагога к быстро меняющимся условиям развития общества и функционирования системы образования. Педагогическая деятельность меняется, педагог развивается и приспосабливается к ней.
Благодаря стажировке происходит рост профессионального мастерства педагога, а соответственно и качества, оказываемых им образовательных услуг
Стажировка педагога проводится на основании сочетания теоретических и практических аспектов обучения. Педагоги изучают теоретические аспекты деятельности, новые методы работы, изучают передовой педагогический опыт и осуществляют практическую деятельность, ориентированную на отработку теоретических знаний.
Практическая сторона педагогической стажировки реализуется в общеобразовательных заведениях. Педагог получает опыт организации учебно-воспитательной деятельности, изучает инновационные технологии и возможности их применения для решения разнообразных образовательных задач.
Организация педагогической стажировки
Организация стажировки педагогов представляет собой поэтапную работу. Она состоит из:
Заключения договоров с учреждениями образования разного уровня на прохождение в них обучения педагогами для получения практического опыта деятельности. Разработки программы стажировки, ее принятия и претворения в практическую деятельность. Непосредственно стажировки.
Стажировка педагога является обязательным условием его профессиональной деятельности, карьерного роста и прохождения аттестации. Раз в пять лет каждый педагог должен повышать свой квалификационный уровень, проходя стажировку. Кроме того, она может быть организована и в иные сроки, при необходимости. К примеру, если аттестационная комиссия после проверки работы педагога постановила необходимость повышения его профессионального уровня для дальнейшего продолжения своей профессиональной деятельности. Или же, педагог переводится в иное структурное подразделение, в иную сферу педагогической деятельности, которая требует предварительной стажировки. Также, стажировка может быть следствием требований методических центров и комиссий конкретного учебного заведения, обусловленным введением нового методического обеспечения и необходимостью ознакомления с ним и работой по нему.
Стажировка педагога может быть решением самого педагога повысить свой профессиональный уровень и поставить качество выполнения своей профессиональной деятельности на новый уровень.
Программа стажировки педагога, как правило, включает в себя следующие этапы его деятельности:
- Теоретическая сторона педагогической деятельности. Здесь, изучаются теоретические аспекты обучения и воспитания, методов и принципов работы педагога в той или иной области деятельности, на конкретном уровне образования. Занятия проводятся в форме лекций.
- Практические аспекты педагогической деятельности. Практика организации обучения и воспитания. Занятия проводится в форме семинаров, проведения мастер-классов, проектной деятельности, реализации практических занятий в реальных образовательных условиях.
- Исследовательская деятельность педагога. Она связана с проектированием методических программ, планов образовательной деятельности, отдельных учебных занятий, обобщением педагогического опыта деятельности.
- Организационная деятельность. Она связана с организацией практических аспектов деятельности педагога: разработкой программ обучения, дидактических материалов, методических рекомендаций.
- Расширение информационной области образовательной организации.
Программа стажировки педагога утверждается руководителем стажировки, т.е. управляющим учебным заведением. Выполнение программы так же контролируется им.
Стажировка педагога завершается:
- Документальным оформлением стажировки;
- Экзаменом;
- Составлением и защитой портфолио;
- Написанием отчета по пройденной стажировке и подведением итогов деятельности.
Педагог, проходящий стажировку должен представить по ней всю необходимую документацию в учреждение, направляющее его на стажировку: программу стажировки, справку, подтверждающую ее прохождение.
Стажировка завершается сдачей экзамена, на котором проверяется уровень знаний и навыков педагогической деятельности, усвоенных педагогом в ходе стажировки.
В ходе стажировки педагогу необходимо формировать портфолио своей деятельности. Это может быть дневник стажировки, в котором ежедневно записываются все направления деятельности и их итоги, оценка руководителя стажировки деятельности педагога, заверенная печатью и подписью и иная документация, отражающая прохождение стажировки и ее итоги.
По завершению стажировки педагог может написать какие-то научные статьи или разработать методические пособия, которые выдвигаются на защиту.
Также, составляется отчет по пройденной стажировке, в котором прописываются теоретические аспекты стажировки, анализ проделанной работы и делаются выводы по ней и ее продуктивности.