Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Становление и развитие предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста

Значимости становления и развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников

Целевым ориентиром дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.

Формирование предпосылок к учебной деятельности детей дошкольного возраста – важный этап становления и развития личности каждого ребенка, так как предпосылки способствуют обеспечению каждому равных стартовых возможностей в школьном обучении.

Замечание 1

Основная задача воспитателя – помочь прожить детям дошкольный период не только интересно, но и продуктивно.

Дошкольный возраст является уникальным периодом, так как именно в это время у ребенка происходит становление базовых составляющих, необходимых для успешного обучения в школе.

Для того, чтобы формирование предпосылок учебной деятельности было эффективно и плодотворно, воспитателю ДОО необходимо четко определить какие именно предпосылки должны быть сформированы у воспитанников по итогу окончания детского сада, в чем заключаются условия их развития.

Условия становления и развития предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста

Основные предпосылки учебной деятельности и условия их становления и развития у детей дошкольного возраста:

  1. Воспитание у детей дошкольного возраста познавательных потребностей и интересов. Данные предпосылки направлены на возникновение интереса у детей к учебной деятельности, увлеченность получением новых знаний и умений.

    Основными условиями формирования данной предпосылки являются:

    • образовательная деятельность в ДОО должна быть организована таким образом, чтобы она была интересна ребенку, увлекала его, а в процессе работы на учебных занятиях каждый ребенок был активным участником, имел возможность принимать решения, самостоятельно находить пути решения и т.д.;
    • учебная деятельность должна быть разнообразной, каждое новое занятие по форме проведения и подаче нового материала отлично от предыдущего;
    • учебная задания, которые педагог задает детям, должны быть в меру трудными, то есть посильными для самостоятельного выполнения детьми;
    • успехи детей следует оценивать положительно, так как положительная оценка деятельности стимулирует на дальнейшую работу.
  2. Овладение общими способами действий. В данном случае подразумеваются действия, которые позволяют детям решать ряд познавательных и практических задач, выделять новые отношения и связи. В настоящее время доказано, что формирование учебной деятельности у детей дошкольного возраста возможно только в том случае, когда у них сформировано осознанное самостоятельное вычленение необходимого способа действия. Нужно отметить, что если дети следуют инструкции воспитателя, то это нельзя назвать самостоятельными действиями, так как они восприняты от педагога для решения конкретной задачи.

  3. Самостоятельное нахождение способов решения познавательных и практических задач. Данная предпосылка направлена на то, что при постановке педагогом познавательной или практической задачи, дети должны уметь самостоятельно не только выбрать способы ее решения, но и предположить, как их действия скажутся на конечном результате. Тем самым дети учатся осмысливать свои действия, предполагаемые результаты, то есть они осознают тот путь, с помощью которого ими будут приобретены новые знания и умения. Большое значение имеет то, что при решении схожих задач дети постепенно понимают, что один и тот алгоритм решения не всегда подходит под конкретные условия. Тем самым дети приходят к определенному обобщению, что позволяет им перенести имеющийся опыт решения на новые условия задачи и адаптировать их для успешного решения.

  4. Контроль за способом выполнения собственных действий. Ребенок должен уметь сопоставлять тот образец действий, который ему показал педагог для выполнения задания с собственными выполняемыми действиями.

«Становление и развитие предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные компоненты учебной деятельности у детей дошкольного возраста

В настоящее время доказано, что подготовку ребенка к успешной учебной деятельности необходимо начинать с формирования умения контролировать и оценивать свои действия.

Так, учеными было установлено, что у детей дошкольного возраста данное умение формируется стихийно, в связи с чем, главной задачей педагога является целенаправленное обучение детей действиям контроля. Для развития предпосылок учебной деятельности у детей необходимо формировать особый тип контроля, который связан с умением самостоятельности определять и применять именно те способы действия, которые нужны для выполнения действий или решения задач.

Основными компонентами учебной деятельности являются:

  • принятие детьми задач, поставленных перед ними педагогом;
  • выбор наиболее эффективных и оптимальных методов, средств и путей решения задачи или выполнения действия;
  • умение контролировать свои действия, обладать навыками самопроверки и самоконтроля;
  • мотивационный (личностный) компонент: мотивация на обучение.

Основными условиями становления и развития предпосылок учебной деятельности являются:

  1. Специальные методы обучения детей дошкольного возраста. Одним из наиболее эффективных и часто используемых в практике методов является метод проектов. Методы проектов – это комплекс приемов и действий, предусматривающий определенную последовательность их выполнения для достижения поставленной образовательной цели.
  2. Специальные приемы обучения детей дошкольного возраста – приемы, которые используются педагогом с учетом возрастных возможностей и потребностей детей.

Ведущая идея всех условий становления и развития предпосылок учебной деятельности заключается в том, чтобы связать процесс обучения ребенка с его реальной жизнью, имеющимся жизненным опытом. Только в этом случае он эффективно овладевает различными способами поиска необходимой учебной информации, ее последующее использование и применение в практической деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 07.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot