Этапы развития сравнительной педагогики и краткая характеристика ее классического периода
В развитии сравнительной педагогики выделяют несколько периодов:
- Доисторический (классический период).
- Описательный период (период заимствований).
- Начало научных достижений в сравнительной педагогике.
- Интернационализация образования.
- Период теоретических образований.
Классический период продлился с давних времен и до начала XIX века. Геродот (Древняя Греция) писал о процессе воспитания в Египте и Вавилоне. Тацит, римский историк, описал систему образования древних германцев.
В Средневековой Европе монополистом в сфере образования стала церковь, национальные особенности систем образования существенного значения не имели, исследование опыта религий в системе образования других стран особо не проводилось. Основным содержанием образования выступала религия и языком обучения являлась латынь. Организация обучения и его содержание в разных странах практически не отличались.
Политические, социальные и культурные условия в Западной Европе того времени препятствовали развитию знаний в сфере образования и международным сопоставлениям.
В наиболее развитых странах в период позднего Средневековья наблюдается процесс начала формирования наций. Национальная консолидация порождала специфические формы развития самосознания народов и сферы жизни. В сфере образования стали отображаться национальные интересы. Обучение, как правило, велось на национальном языке. Образовательные учреждения разных стран имели собственную национальную специфику. Формировались и создавались государственные системы образования.
В эпоху Возрождения (XIV-XVII вв.) образование становится интернациональным, формируется школьная образовательная система, повышается интерес к зарубежному педагогическому опыту. Становятся популярными «персональные образовательные визиты». В XVII веке с такими визитами посетил несколько европейских стран (Швецию, Англию, Венгрию, Литву) Я.А. Коменский. Он пропагандировал основы классно-урочной системы, идеи общего обучения.
Описательный период в развитии сравнительной педагогики
Описательный период (XIX век) характеризуется началом сравнительно-педагогических исследований, в это время определяются цели, задачи, функции предмета, обозначаются методы систематизации и сбора фактического материала из разных стран.
Понятие «сравнительная педагогика» ввел М.А. Жюльен Парижский.
Задачи сравнительной педагогики Жюльен видел в сопоставительном изучении педагогического опыта разных стран для создания рациональной системы воспитания и образования в пределах всей Европы и в дальнейшем – мира. Для получения статистически верных данных ученый составил опросник (более 250 вопросов), отражающих разные стороны деятельности образовательного учреждения. Данный опросник было предложено разослать правительствам разных европейских государств. Вопросы собирали фактические и количественные данные, личностные характеристики учащихся.
Жюльен предлагал создать научно-педагогическое учреждение общеевропейского характера, в котором бы проводились исследования, направленные на улучшение качества подготовки педагогов, где экспериментальным путем можно было бы апробировать новейшие педагогические методы. Начало систематизированному изучению международных и зарубежных систем образования в отечественной педагогике положил К. Д. Ушинский.
Достижения К. Д. Ушинского:
- написал труд «О народности в общественном воспитании», где предоставил подробные очерки о системе образования в Северной Америке, Англии, Франции, Германии, раскрывающие особенности организации и функционирования образовательных учреждений в этих странах;
- указывал на необходимость заимствования позитивного иностранного опыта в системе образования, решительно отвергал деление наук по национальному признаку;
- выступал против преград, существующих между разными национальностями в развитии научного познания, считал важным и необходимым использование научных достижений коллег из других стран, их обмен опытом и постоянное сотрудничество.
Ушинский указывал на особенности систем образования разных стран: для Франции характерны административное единообразие и строжайшая централизация; В Англии наибольшее внимание уделялось формированию личности и характера, указывал на огромное разнообразие программ высших учебных заведений в Северной Америке, отмечал процессы расширения женского образования, отмечал значительные успехи в развитии начального образования.
Отечественная педагогика в конце XIX – начале XX века имела уже значительный опыт по сбору информации и обработке материалов о системах образования и состоянии педагогики в стране и за рубежом. Основная часть работ носила описательный характер. Анализ педагогического опыта других стран являлся способом изучения отдельных аспектов развития своей системы образования.
Сравнительная педагогика XX – XXI веков
Третий период развития сравнительной педагогики охватывает начало XX века и время до начала Второй мировой войны. В сфере сравнительной педагогики начинают появляться отдельные научные достижения, период тесно связан с процессами институциализации. Создаются первые международные и национальные информационные и научные организации, целью которых являлись: сбор, анализ, систематизация, обобщение фактов, относящихся к развитию педагогической теории и образовательного процесса в разных странах.
Значительным вкладом в развитие сравнительной педагогики стали, проведенные в конце 60-х – начале 70-х лет XX века, исследования Лабораторией сравнительной педагогики при Московском государственном педагогическом институте. Был проведен сравнительный анализ конкретных признаков и свойств систем образования Америки, Англии, Франции, Германии, Японии и России. Были выявлены кризисные процессы в системах образования этих стран, обобщен позитивный и негативный опыт, выявлены перспективные обновления и реформы образования. Обнаружена тенденция усиление процессов приватизации образования в развитых странах.
Во второй половине XX века список исследователей в сравнительной педагогике значительно пополнился такими именами: Б. Л. Вульфсон, З. А. Малькова, А. Н. Джуринский, Н. Д. Никандоров, Д. Бередей, Ф. Г. Кумбс, Р. У. Брикмани, У. Ф. Рассел, В. Маллинсон, Ф. Дж. Альтбах, М. А. Экштейн, Н. Грант, М. Кроссли и др.