История зарождения сравнительной педагогики
Интерес к воспитанию подрастающего поколения в других странах, наблюдался еще в древности. Историк Геродот интересовался воспитанием в Египте и Вавилоне, а римский историк Тацит изучал особенности воспитания детей у древних германцев.
Период с конца $XVIII$ до $XIX$ века стал важным этапом развития европейской педагогической мысли. Общеевропейское распространение получили беллланкастерская система, педагогика Песталоцци; идеи свободного воспитания Руссо, кантовская теория о нравственном воспитании.
Жюльен Парижский первым в $1817$ году употребил понятие «сравнительная педагогика». При этом сравнительной педагогикой он называл изучение в различных странах содержания, способов, теории воспитания и обучения и их аналитическое сравнение. Он видел в сравнительной педагогике средство совершенствования практики и теории образования, формирование общей для Европы педагогической теории.
Первым «педагогическим путешественником» во Франции стал В.Кузен, который по поручению французского правительства ездил в Пруссию с целью изучения их системы образования.
Из работ по сравнительной педагогике начала $XX$ века можно отметить работы В. Фриделя: «Подготовка учителей в зарубежных странах» и «Педагогика за рубежом». В последней из них присутствует сравнительное описание в девяти странах мира организации процесса обязательного обучения.
В $XIX$ веке в Германии крупным исследователем зарубежной педагогики был профессор Ф.Тирш.
В Англии пионерами сравнительной педагогики считаются М.Арнолд и М.Сэдлер. Арнолд в своих работах пытался выстроить в определенной иерархии факторы, детерминирующие развитие образования в Англии и в зарубежных странах. Два фактора при этом являются главенствующими национальный характер и исторические традиции. Они определяют особенности системы образования в разных странах. Сэдлер углубил анализ факторов, которые влияют на развитие образования в различных странах.
В $XIX$ веке в изучение зарубежного опыта развития образования наибольший вклад внесли Г.Манн и Г.Барнард.
В $1898$ году Рассел прочитал студентам педколледжа Колумбийского университета самый первый курс по сравнительной педагогике.
В России систематическим изучением зарубежных систем образования начал заниматься Константин Ушинский. В ряде его трудов содержатся очерки о народном образовании в Англии, Франции, Германии, Америке, которые раскрывают особенности организации и работы учебных заведений в этих странах.
Сравнительная педагогика - самостоятельная область науки
Выделение сравнительной педагогики в абсолютно самостоятельную отрасль науки началось в двадцатых годах прошлого века. В это время создаются международные и национальные научные учреждения, которые занимались сбором, систематизацией и обобщением явлений и фактов, отражающих развитие образования в мире.
Самым крупным региональным объединением стало созданное в $1961$ году «Европейское общество сравнительной педагогики».
В $1949$ году вышла в свет книга Хэнса «Сравнительная педагогика: исследование образовательных факторов и традиций». В ней Хэнс выделил основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на развитие образования:
- раса, язык, экономика и природные условия;
- религия;
- идеология, в частности гуманизм, национализм и социализм.
На сегодняшний день сравнительная педагогика переживает эру расцвета.
Объект и предмет сравнительной педагогики
Объектом, то есть явлением, на которое направлено исследование, сравнительной педагогики признают:
- развитие образования в мировом масштабе;
- педагогическую практику и теорию в различных регионах мира;
- воспитание и образование в современном мире.
Предметом сравнительной педагогики можно назвать:
- состояние и главные тенденции развития образования в разных регионах и странах;
- позитивные и негативные моменты международного педагогического опыта;
- способы и формы взаимного обогащения национальных педагогических культур;
- компаративизм, т.е. сравнение, и обобщение школьно-педагогического опыта разных стран.
Функции сравнительной педагогики
Основными функциями сравнительной педагогики являются:
- анализ и сопоставление состояния, закономерностей и тенденций развития педагогики в разных регионах и странах мира;
- определение соотношения всеобщих тенденций и национальных особенностей;
- выявление различных аспектов международного педагогического опыта;
- выявление форм и способов взаимного обогащения национальных педагогических культур;
- прогнозирование развития педагогики и школы;
- преодоление терминологических разночтений.