Летний оздоровительный лагерь – это место организации времяпрепровождения детей в летний период, работа которого ориентирована на их оздоровление, познавательное и творческое развитие, установление коммуникативных связей и формирование навыков и полезного проведения досугового времени в период отдыха от учебной деятельности.
В летнем оздоровительном лагере реализуется удовлетворение духовных, нравственных, творческих, коммуникативных, физических и иных потребностей детей. В нем реализуется активный отдых, носящий развивающий характер.
Организация воспитательной деятельности в летнем оздоровительном лагере имеет свои особенности. Они сопряжены с особыми условиями пребывания детей в лагере, необходимостью реализации активного отдыха детей, создание эмоционально комфортной атмосферы и включение в повседневную деятельность различных форм детской деятельности: разного характера и содержания.
Принципы реализации воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере
Воспитательный процесс в летнем оздоровительном лагере строится в опоре на следующие принципы:
- Принцип временности. Он означает организацию работу с учетом временного пребывания детей в условиях лагеря и временности установления социальных связей между всеми участниками воспитательной работы. Это требует четкости действий, четкого начала и завершения всех видов деятельности, всех операций, выполняемых детьми и предоставление возможности детям наблюдать и анализировать результаты своего труда.
- Принцип вариативности деятельности. Он означает использование разных видов детской деятельности в период пребывания ребенка в лагере, его привлечение к ним и удовлетворение интересов и потребностей в них.
- Принцип опоры деятельности на детскую психологию. В лагере удается быстрее постичь внутренний мир ребенка, изучить его личность и ее особенности. При том, что пребывание в лагере является кратковременным, результатов можно достичь больших.
- Принцип добровольности. Он означает добровольное участие воспитанников в том или ином виде деятельности и предоставление самостоятельного выбора занятий в период свободного времени.
- Принцип социализации детской личности. Уделяется внимание развитию у детей коммуникативных навыков, организации коллективного взаимодействия и постижению системы межличностных отношений.
- Принцип опоры на режимные моменты. Он означает построение воспитательной деятельности в опоре на соблюдение режима дня, не отклонения от норм гигиены и соблюдение требований СанПина.
- Принцип безопасности. Поскольку, в лагерях реализуется активный отдых детей, то осуществляются разнообразные виды деятельности на природе: походы, подвижные игры, плаванье детей в озерах и др. Все это требует соблюдение норм безопасности и проведение специальной деятельности, направленной на профилактику получения травм и развития различных заболеваний.
- Принцип многопрофильной работы. Он означает привлечение к воспитательному процессу не только педагогов, но и специалистов иных областей, а также студентов – практикантов. Они строят с детьми работу в опоре не на педагогические принципы, а на собственный жизненный опыт, что расширяет социальные познания детей, формирует у них жизненный опыт.
Следует отметить, что воспитательная работа в летнем лагере реализуется с соблюдением условия общей полезной направленности деятельности, независимо от ее видов и форм реализации. Содержание деятельности и ее организация требует от воспитателей и иных сотрудников лагеря творческого подхода. Это позволяет учесть индивидуальные особенности развития воспитанников и реализовать их потребности и интересы.
Этапы реализации воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере
Работа в летнем оздоровительном лагере реализуется поэтапно. Она включает в себя:
- Организацию жизнедеятельности воспитанников в летнем лагере. На данном этапе происходит ознакомление воспитанников с условиями их проживания на установленный временной промежуток, режимными моментами, правилами поведения и коллективом воспитанников, с которыми им необходимо взаимодействовать. Также, воспитатель перечисляет перечень видов деятельности, в которых дети будут участвовать и помогает им привыкнуть к новой обстановке и коллективу.
- Организацию основных видов деятельности коллектива лагеря. На данном этапе формируется сплоченный коллектив, организуются различные виды деятельности, ориентированные на развитие личностных качеств воспитанников, проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия и реализуется коммуникативное взаимодействие воспитанников. Все виды деятельности, предлагаемые детям, должны иметь логическую последовательность реализации, исходя из сформированности коллектива и уровня его сплоченности. Объем деятельности увеличивается постепенно и достигает своего пика к концу периода пребывания в лагере. Реализуется активная деятельность воспитанников, носящая соревновательный характер. В каждом виде деятельности обеспечивается единство взаимосвязи и взаимозависимости воспитательных задач.
- Организацию завершающей деятельности воспитанников в лагере. На данном этапе подводятся итоги воспитательной работы, анализируется чего удалось достичь, насколько повысился уровень развития ребенка в различных направлениях, оказывается помощь воспитанникам в осмыслении своей деятельности и своих успехов и подготавливается их отъезд.
Воспитательный процесс в летнем оздоровительном лагере не имеет прямого воздействия на развитие ребенка. Оно реализуется за счет коллектива воспитанников, их влияния друг на друга, разных видов и форм деятельности.
В воспитательной работе лагеря осуществляется деятельность с детьми неоднородного состава. Для них организуется коллективная жизнедеятельность, в которой каждый ребенок чувствует свою привязанность к коллективу, зависимость от него и воздействие коллектива на его собственную личность.