Мультипликация как педагогический процесс
Мультипликация или анимация – это один из видов киноискусства, произведения которого создают посредством покадровой съемки последовательных фаз движения рисованных или объемных объектов.
Мультипликация в современной образовательной деятельности является новым универсальным многогранным способом развития ребенка в современных условиях визуально и информационно насыщенного мира.
Создание мультфильмов с детьми дошкольного возраста является современным видом проектной деятельности, очень привлекательным для детей. При осуществлении такого вида проектной деятельности, педагоги поддерживают любое стремление детей к творчеству, оказывают максимально возможное воздействие на процесс формирования в каждом из них свободной творческой личности, человека креативного, в качестве самого доброго и востребованного в современном обществе продукта образования.
Анализ психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС, наблюдения за дошкольниками в ДОУ в процессе образовательной деятельности позволили выявить недостаточность уровня развития творческого начала детей, а также на необходимость применения в педагогическом процессе новых интегративных технологий, ориентированных на личность ребенка, развитие его творческих способностей. Одна из таких технологий – создание с детьми мультфильмов.
Главной педагогической ценностью мультипликации является возможность комплексного развивающего обучения детей. Именно мультипликация дает возможность максимально сблизить интересы взрослых и детей, отличается доступностью и неповторимостью жанра. С помощью мультипликации есть возможность превратить процесс обучения в удовольствие для детей. Положительное воздействие анимации становится отличным развивающим пособием для раскрепощения детского мышления, развития творческого потенциала детей.
Процесс создания мультика – интересная, новая и увлекательная деятельность для детей. Этот процесс воспитывает в детях речевую, игровую и познавательную активность, развивает любознательность, активность и эмоциональную отзывчивость, навык управления своим поведением и коммуникативными умениями.
Процесс создания мультфильма предполагает следующие шаги:
- придумывание и обсуждение сюжета;
- разработка персонажей и декораций;
- непосредственно съемка мультфильма;
- монтаж готового материала.
Мультфильм может выполняться в разных техниках:
- перекладка – персонажей рисуют на бумаге, вырезают и для каждого кадра передвигают вырезанные картинки – отлично подходит для любителей рисовать;
- пластилиновая анимация – подходит для любителей лепить, и может быть как плоской, так и объемной;
- предметная анимация – помогает оживлять любимые игрушки, подходит любителям строить и конструировать, а также для тех, кто не любит рисовать;
- сыпучая анимация – рисование сыпучими материалами – крупами, кофе и пр.;
- пиксиляция – вид мультипликации, в котором главным объектом съемки является живой человек.
Педагогические результаты мультипликации в ДОУ
В ходе создания мультфильмов дети-дошкольники получают ряд знаний, умений и навыков, в частности, у них:
- проявляется эмоциональная отзывчивость, развивается мышление, воображение, умение выражать свои чувства посредством искусства;
- развиваются личностные качества – самостоятельность, инициатива, взаимовыручка, сопричастность общему делу, ответственность и уважение друг к другу, способность самооценки;
- развиваются коммуникативные навыки, проявляется творческая самостоятельность;
- идет развитие мелкой моторики рук.
Иными словами, создание мультфильмов в ДОУ дает детям возможность проявлять свои таланты и реализовывать познавательные интересы.
Познавательному интересу детей в старшем дошкольном возрасте характерны такие качества, как глубина, устойчивость, широта и действенность.
Широта познавательного интереса – это предметная направленность любознательности детей, наличие представлений о предметах, явлениях окружающего мира, их предметного направления, выбора учебных предметов, отдельные виды деятельности.
Глубина интереса проявляется в характере познавательного отношения к окружающему миру.
Действенность и устойчивость интереса характеризуют активность учеников, проявляющих любознательность, предпочитающих познавательную деятельность от других видов.
Огромный интерес со стороны детей старшего дошкольного возраста к процессу создания мультфильма дает им возможность стать субъектами обучения, легко ориентироваться в современном мире. Непременная характеристика готовности ребенка к школьному обучению – наличие интереса к знаниям, а также способность совершать произвольные действия. Эти способности и умения формируются на основании прочного познавательного интереса, поэтому очень важно вовремя определять эти интересы у младших школьников, чтобы у них была возможность успешно учиться в будущем.
Методологическими основами познавательного развития детей-дошкольников выступают современные психологические положения.
На сегодняшний день мультипликации отводится достаточно важная воспитывающая и развивающая роль. Организация кружков и совместного создания мультипликационных фильмов оказывает положительное воздействие на детей и вносит неоценимый вклад в систему воспитания подрастающего поколения. Этот метод является действенным, так как такой тип деятельности надолго запоминается детям, помогает развивать мелкую моторику, предметную деятельность, творческие, эстетические и нравственные стороны личности.