Понятие преемственности в изучении математики в ДОУ и школе
Преемственность детского сада и школы – это система связей, которой обеспечивается процесс взаимодействия основных задач, содержания и методов обучения и воспитания, чтобы создать единый непрерывный образовательный процесс на смежных этапах развития детей.
Преемственность дошкольного и начально звеньев на современном этапе рассматривается в качестве одного из условий непрерывного образования ребенка. Школа и детский сал являются смежными звеньями внутри системы образования. Во многом успехи школьного обучая зависят от качества знаний и умений, которые были сформированы в дошкольном возрасте, а также от степени развития познавательных интересов и познавательной активности детей.
Преемственность представляет опору на пройденное с использованием знаний, представлений и способов деятельности, которые есть у детей. Иными словами, это расширение и углубление знаний, осознание уже известного на новом более высоком уровне. Преемственность выражена в том, что каждое звено нацелено на требования последующих звеньев и обеспечивает непрерывную деятельность всех ступеней образования.
Закон Об образовании РФ, а также федеральные государственные требования к дошкольной программе и принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования повлекли за собой необходимость пересмотреть сложившуюся систему работы по обеспечению преемственности, что позволило педагогам строить по-новому дошкольное и школьное образование.
Обеспечение более высокого уровня математического развития детей, которые приходят в первый класс, их предварительная подготовка, оказывают значительное воздействие на качество усвоения учебного материала школьниками.
Необходимо осуществлять преемственность в обучении дошкольников элементарной математике между детским садом и школой, что обусловлено спецификой данной области знаний:
- в процессе работы по развитию элементарных математических представлений у ребенка идет развитие всех психических процессов, особенно мыслительных функций;
- математика, в качестве области знаний, достаточно сложна, в связи с этим приобретение в школе математических знаний затрудняется, если нет опору на изученный в ДОУ материал;
- в ходе математической деятельности в детском саду успешно формируются навыки учебной деятельности, например, развивается навык анализа детьми собственных действий, формируется навык самоконтроля.
Общепризнанным является точка зрения о существовании преемственности детского сада и школы в развитии математических представлений, представленная взаимосвязью, согласованностью и перспективностью всех компонентов методической системы. Этим обеспечивается процесс поступательного развития ребенка.
Осуществление преемственности
Преемственность в целях и задачах обучения детей 3-10 лет математике предполагает формулировку нескольких задач дошкольного и младшего школьного возраста:
- развивать элементарные формы интуитивного и логического мышления и соответствующий им математический язык; формировать мыслительные операции; учить оперированию знаково-символическими средствами;
- овладевать определенной системой математических понятий и общих способов действий;
- овладевать первоначальными представлениями, касающимися ведущего математического метода познания реальной действительности, то есть математического моделирования.
Содержание математического образования в дошкольном и младшем школьном возрасте определяют образовательные программы. На сегодняшний день известная масса вариативных программ, чем затрудняется установление преемственности в образовательной системе.
В детском саду и в школе в содержание математической работы включены разделы, связанные со сравнением предметов и групп предметов по размеру, величине и форме, изучение последовательности чисел от 0 до 20, навык решения простых арифметических задач в одно действие и пр.
Еще одним вариантом эффективного пути достижения преемственности выступает создание комплекса «Детский сад – образовательная школа», в которой протекает формирование механизма интеграции дошкольного и начального образования на основании преемственности в содержании, методах и средствах обучения детей. При появлении такого комплекса производят тщательный отбор содержания непрерывного образования, основанных на разных образовательных программах, а также разрабатывают сквозные программы и методическое обеспечение к ним в соответствии с разными областями знаний, в том числе математике.
Этот вариант – идеальный в преемственности, когда работает целостный коллектив педагогов, имеющий некоторое научное руководство.
В последние годы учителя все чаще обращаются к вопросам методики, технологии обучения детей математике, прорабатывают пути достижения преемственности в вопросах методики. Дошкольный этап процесса непрерывного математического образования – самоценное и должно базироваться на игровой деятельности – ведущем типе деятельности детей дошкольного возраста.
Развивающие упражнения – эффективный метод работы педагога по математике как в школе, так и в ДОУ. Развитие познавательной активности может быть достигнуто посредством того, что и на занятиях в ДОУ, и на уроке математике в школе, дети должны рассуждать, делать открытия, высказывать свое мнение, решать проблемные задачи.