Современные средства обучения - это инновационные ресурсы, созданные человеком и используемые в обучении в качестве инструментария, необходимого для получения определенных знаний и навыков, воспитания и развития подрастающего поколения.
Интернет-ресурсы как ведущая современная технология, применяемая для изучения иностранного языка
Одним из ведущих средств обучения иностранным языкам становится Интернет-пространство. Сеть Интернет имеет огромные образовательные возможности. Большие объемы информации, учебной литературы, статей, видеороликов, аудиоматериалов способствуют расширению спектра познавательных возможностей, углублению знаний в различных направлениях и областях.
Что касается изучения иностранного языка, то сеть Интернет дает следующие возможности:
- Создание реальной жизненной ситуации, требующей использования иностранного языка. Это достигается методами моделирования. Это способствует быстрому реагированию учащегося, использованию не шаблонных фраз на иностранном языке, а построению собственных высказываний, умозаключений.
- Размещение в сети разнообразных текстов на иностранном языке.
- Размещение в сети текстов лингвострановедческого характера. Они позволяет ознакомиться с особенностями своей страны и других иностранных государств, их культурными и лингвистическими характеристиками.
- Общение с носителем иностранного языка. В сети интернет можно организовать реальное общение с представителем иностранного государства. Это реализуется чрез специальные программы, видео и конференцсвязь. Также, можно обмениваться электронными письмами, аудио сообщениями.
- Поиск информации учащимися для выполнения домашнего задания.
- Ознакомление с языковыми особенностями страны и вариантами практического языкового общения при попадании в иностранное государство, язык которого изучается.
- Организация дополнительных занятий, прохождение курсов иностранного языка, просмотр вебинаров, получение консультаций и помощи в изучении языка.
- Разработка собственной программы обучения. Можно построить процесс обучения таким образом, чтобы он отвечал возможностям, временным ресурсам учащегося, его потребностям и целям. Например, можно установить систематическое общение на иностранном языке с его носителем в определенные дни и в определенное время, составить график собственных занятий и т.д.
- Устранение пробелов в знаниях и разговорных навыках.
- Самостоятельная подготовка к контрольным работам, экзаменам.
Интернет-ресурсы имеют огромные возможности обучения. За счет большого количества информации разной тематики открываются возможности введения различных запросов, которые предоставляют широкий перечень сайтов, содержащих необходимую информацию по теме пользователя.
Применение интернет-ресурсов при организации учебных занятий по иностранному языку, помогаю педагогу в решении ряда важнейших дидактических задач. К ним относятся:
- Формирование навыков чтения и их тренировка за счет использования разных текстов, отличающихся уровнем сложности и содержанием.
- Развитие навыков аудио восприятия информации на иностранном языке. На уроках используются звуковые записи из Интернета, которые позволяют тренировать навыки восприятия иностранной речи, произношение разного темпа, разного уровня сложности.
- Расширение словарного запаса. Сеть интернет дает огромный спектр ресурсов по конкретному языку. Можно расширить не только свой активный, но и пассивный словарь, познакомиться с жаргонными словами и выражениями, особенностями использования различных слов в том или ином контексте.
- Расширение представлений о языковой культуре страны и ее народа, принципах использования языка, в качестве средства установления коммуникативных связей.
- Развитие навыков построения монологических высказываний на иностранном языке. Для этого берется какая-то новая статья на иностранном языке, содержащая «животрепещущую проблему». Она обсуждается учащимися, каждый выражает свой взгляд на данную проблему.
- Мотивация к изучению иностранного языка. За счет широкого спектра ресурсов, возможностей использования различных аудио и видео материалов, общения с носителями языка прямо на учебном занятии, интерес учащихся к познанию повышается.
- Развитие навыков построения диалогов, посредством обсуждения проблем, представленных в сети Интернет, а также за счет подключения к уроку носителя иностранного языка и общения с ним.
Использование электронных учебников по иностранному языку
Данное средство является составным компонентом Интернет-ресурсов.
Электронный учебник – это мультимедийный ресурс, ориентированный на представление учебной информации в электронном виде, требующий использования Интернет пространства, ПК или иных гаджетов для его получения.
Электронная учебная литература обладает рядом преимуществ их использования при обучении иностранному языку. К ним относятся:
- Простота использования. Можно быстро попасть на необходимую страницу, исключая долгое перелистывание, отыскать нужную фразу, предложение, выделить часть текста и т.д.
- Включение интерактивного режима обучения. Он ориентирован на выбор скорости изучения материала.
- Наглядность информации. Учебная информация в электронном виде представляется в яркой, красочной форме. Учебники оснащены анимационными картинками, видео материалами, звуковым сопровождением.
- Проверка знаний. Как правило, в электронном учебнике содержатся тесты и контрольные задания, по каждой теме, каждому разделу. Они позволяют быстро оценить степень усвоения учебного материала, проверить разговорные навыки учащихся.
- Оформление учебной информации. Информация в электронном учебнике представляется в виде, подобном бумажному учебнику: оформлены страницы, имеются развороты. Удобство представляет выделение информации разными цветами, подчеркивание сущностного, наличие отдельных зон: теоретические данные, лексические упражнения, грамматические сведения и задания, словарный запас, справочный материал и др.
Электронная учебная литература повышает заинтересованность учащихся в познании, активизирует их самостоятельную работу.
Интерактивная доска
Интерактивная доска – это сенсорный экран, изображение на который передается с ПК посредством проектора.
Такая доска делает учебное занятие более продуктивным и увлекательным. Учащиеся видят всю информацию наглядно, открываются возможности просмотра видео материалов, сохранение важной информации, конспектирования в интерактивном формате.
Управление интерактивной доской характеризуется доступностью и простотой. Процесс обучения становится гибким и приобретает творческую направленность.
Основными преимуществами интерактивной доски являются:
- Наличие обратной связи.
- Возможности наблюдения деятельности и проведения анализа учебного процесса и материала.
- Выявление динамики усвоения образовательной программы, отдельного курса, темы.
- Показ итогов обучения учащимся и родителям.
- Использование в коррекционном обучении.