Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современные образовательные технологии ДОУ

Понятие образовательной технологии

Определение 1

Технология – это совокупность определенных приемов, которые применяются в конкретном деле, искусстве или мастерстве.

Определение 2

Образовательная технология – это определенная совокупность конкретных педагогических методов, средств, приемов и установок, обеспечивающих повышение эффективности педагогического процесса.

Образовательная технология обладает рядом требований, которые отличают ее от методики и системы:

  1. Концептуальность – любая технология опирается на определенные научные идеи и концепции, которые предопределяют достижение поставленной образовательной цели.
  2. Системность – технология обладает всеми признаками целостной системы: логика реализуемого процесса, взаимосвязь всех частей и компонентов технологии, целостность структуры.
  3. Управляемость – предусматривает возможность проведения диагностики реализуемой технологии, ее соответствие поставленным целям и при необходимости осуществление корректировки используемых методов и средств.
  4. Воспроизводимость – любая образовательная технология может быть взята любым педагогом и внедрена им в образовательный процесс, при этом она так же будет эффективна и результативна.
  5. Эффективность – образовательные технологии гарантируют достижение поставленной цели и результатов, при оптимальных затратах (умственных, трудовых, технических, материальных и т.д.).
Замечание 1

Таким образом, если система или методика претендуют называться технологиями, они обязательно должны быть доработаны до указанных требований.

Структура образовательной технологии

Образовательные технологии имеют конкретную структуру:

  1. Концептуальная часть – представлена конкретной концепцией или научной базой, в основе которой заложены определенные педагогические идеи, являющиеся фундаментом технологии.
  2. Содержательная часть – представлена общими и конкретными образовательными целями, содержанием и наполнением образовательной технологии.
  3. Процессуальная часть – включает в себя комплекс методов, средств и форм образовательной деятельности воспитанников, а также методы и формы деятельности педагога, направленные на организацию и управление педагогическим процессом, а также на диагностику качества усвоения материала.

В настоящее время образовательные технологии в ДОУ приобретают все большую популярность, так как позволяют организовать эффективное взаимодействие между воспитателем и воспитанниками, а также достичь высоких образовательных результатов.

«Современные образовательные технологии ДОУ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Виды современных образовательных технологий в ДОУ

Современные образовательные технологии, применяемые в ДОУ весьма обширны, наиболее популярными являются:

Здоровьесберегающие технологии – направлены на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, а также формирования у них навыков и потребностей в ЗОЖ.

В рамках ДОУ организуются в виде самостоятельных занятий (физической или музыкальной культуры), а также в режимные моменты (физкультминутки, пальчиковые игры, гимнастика и т.д.).

За правильностью организации здоровьесберегающих технологий следит воспитатель, педагог по физическому воспитанию, медицинский работник и психолог ДОУ.

Технологии проектной деятельности – направлены на обогащение и общее развитие социального и личностного опыта каждого воспитанника, посредством включения в межличностное взаимодействие.

Реализуется через организацию различных проектов – игровых, экскурсионных, конструктивных, повествовательных и т.д. Вид проекта зависит от возраста воспитанников.

Технологии исследовательской деятельности – направлены на формирование у воспитанников ключевых компетенций, а также способности к исследовательскому типу мышления.

Наиболее эффективны исследовательские технологии в сочетании с ТРИЗ-технологиями. Организуются в виде опытов, путешествий по картам, коллекционирования, «исторические» путешествия и т.д.

Информационно-коммуникационные технологии – являются наиболее актуальными и востребованными технологиями в ДОУ. Это связано с рядом факторов:

  • требования современного общества, к будущим членам, которые должны обладать информационно-коммуникационные навыками, быстро ориентироваться в современном компьютерном пространстве;
  • красочная и удобная подача материала.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют воспитать человека, идущего в ногу со временем.

Личностно-ориентированные технологии – ставят в центр образовательного процесса личность ребенка, его возможности и потребности в обучении, создание и обеспечение каждому воспитаннику комфортных условий развития, на основании природного его природного потенциала.

Личностно-ориентированные технологии позволяют ребенку развиваться в соответствии с его индивидуальными особенностями. Однако, в рамках современных ДОУ, организация данной технологии не всегда возможна.

Технология портфолио. Портфолио воспитанников – «копилка» личных достижений ребенка в различных видах деятельности.

Портфолио выполняет следующие функции:

  • диагностика образовательных изменений;
  • содержание деятельности ребенка;
  • рейтинг и диапазон умений и навыков ребенка.

Портфолио педагога – «копилка» профессиональных достижений педагога в воспитательно-образовательной деятельности.

По сути портфолио педагога – это его досье, в котором отражены достижения и результаты его профессиональной деятельности. Портфолио может выступать в качестве своеобразной оценки работы педагога.

Игровая технология – охватывает определенную часть образовательного процесса, с целью повышения ее эффективности и познавательности. Педагогом могут быть использованы различные игры, направленные на формирование и развитие у воспитанников разнообразных умений и навыков.

Технология «ТРИЗ» - (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет обучать и воспитывать детей в атмосфере творчества.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Дата последнего обновления статьи: 16.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot