Понятие образовательной технологии
Технология – это совокупность определенных приемов, которые применяются в конкретном деле, искусстве или мастерстве.
Образовательная технология – это определенная совокупность конкретных педагогических методов, средств, приемов и установок, обеспечивающих повышение эффективности педагогического процесса.
Образовательная технология обладает рядом требований, которые отличают ее от методики и системы:
- Концептуальность – любая технология опирается на определенные научные идеи и концепции, которые предопределяют достижение поставленной образовательной цели.
- Системность – технология обладает всеми признаками целостной системы: логика реализуемого процесса, взаимосвязь всех частей и компонентов технологии, целостность структуры.
- Управляемость – предусматривает возможность проведения диагностики реализуемой технологии, ее соответствие поставленным целям и при необходимости осуществление корректировки используемых методов и средств.
- Воспроизводимость – любая образовательная технология может быть взята любым педагогом и внедрена им в образовательный процесс, при этом она так же будет эффективна и результативна.
- Эффективность – образовательные технологии гарантируют достижение поставленной цели и результатов, при оптимальных затратах (умственных, трудовых, технических, материальных и т.д.).
Таким образом, если система или методика претендуют называться технологиями, они обязательно должны быть доработаны до указанных требований.
Структура образовательной технологии
Образовательные технологии имеют конкретную структуру:
- Концептуальная часть – представлена конкретной концепцией или научной базой, в основе которой заложены определенные педагогические идеи, являющиеся фундаментом технологии.
- Содержательная часть – представлена общими и конкретными образовательными целями, содержанием и наполнением образовательной технологии.
- Процессуальная часть – включает в себя комплекс методов, средств и форм образовательной деятельности воспитанников, а также методы и формы деятельности педагога, направленные на организацию и управление педагогическим процессом, а также на диагностику качества усвоения материала.
В настоящее время образовательные технологии в ДОУ приобретают все большую популярность, так как позволяют организовать эффективное взаимодействие между воспитателем и воспитанниками, а также достичь высоких образовательных результатов.
Виды современных образовательных технологий в ДОУ
Современные образовательные технологии, применяемые в ДОУ весьма обширны, наиболее популярными являются:
Здоровьесберегающие технологии – направлены на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, а также формирования у них навыков и потребностей в ЗОЖ.
В рамках ДОУ организуются в виде самостоятельных занятий (физической или музыкальной культуры), а также в режимные моменты (физкультминутки, пальчиковые игры, гимнастика и т.д.).
За правильностью организации здоровьесберегающих технологий следит воспитатель, педагог по физическому воспитанию, медицинский работник и психолог ДОУ.
Технологии проектной деятельности – направлены на обогащение и общее развитие социального и личностного опыта каждого воспитанника, посредством включения в межличностное взаимодействие.
Реализуется через организацию различных проектов – игровых, экскурсионных, конструктивных, повествовательных и т.д. Вид проекта зависит от возраста воспитанников.
Технологии исследовательской деятельности – направлены на формирование у воспитанников ключевых компетенций, а также способности к исследовательскому типу мышления.
Наиболее эффективны исследовательские технологии в сочетании с ТРИЗ-технологиями. Организуются в виде опытов, путешествий по картам, коллекционирования, «исторические» путешествия и т.д.
Информационно-коммуникационные технологии – являются наиболее актуальными и востребованными технологиями в ДОУ. Это связано с рядом факторов:
- требования современного общества, к будущим членам, которые должны обладать информационно-коммуникационные навыками, быстро ориентироваться в современном компьютерном пространстве;
- красочная и удобная подача материала.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют воспитать человека, идущего в ногу со временем.
Личностно-ориентированные технологии – ставят в центр образовательного процесса личность ребенка, его возможности и потребности в обучении, создание и обеспечение каждому воспитаннику комфортных условий развития, на основании природного его природного потенциала.
Личностно-ориентированные технологии позволяют ребенку развиваться в соответствии с его индивидуальными особенностями. Однако, в рамках современных ДОУ, организация данной технологии не всегда возможна.
Технология портфолио. Портфолио воспитанников – «копилка» личных достижений ребенка в различных видах деятельности.
Портфолио выполняет следующие функции:
- диагностика образовательных изменений;
- содержание деятельности ребенка;
- рейтинг и диапазон умений и навыков ребенка.
Портфолио педагога – «копилка» профессиональных достижений педагога в воспитательно-образовательной деятельности.
По сути портфолио педагога – это его досье, в котором отражены достижения и результаты его профессиональной деятельности. Портфолио может выступать в качестве своеобразной оценки работы педагога.
Игровая технология – охватывает определенную часть образовательного процесса, с целью повышения ее эффективности и познавательности. Педагогом могут быть использованы различные игры, направленные на формирование и развитие у воспитанников разнообразных умений и навыков.
Технология «ТРИЗ» - (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет обучать и воспитывать детей в атмосфере творчества.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.