Стандарты речевого развития дошкольников по ФГОС
Развитие речевых способностей, наряду с интеллектуальными, составляет основу построения программ дошкольного обучения. Это обусловлено тем, что речь и степень ее развития являются критерием оценки умственных способностей ребенка.
Речевое развитие по стандартам ФГОС в дошкольном образовательном учреждении включает:
- Навыки владения речью, как основным средством общения и культуры;
- Расширение, имеющегося словаря, предназначенного для активного практического применения в речи;
- Ориентация на развитие грамотной речи, построение верных диалогов и монологов;
- Формирование творческих речевых навыков;
- Постановка интонации и фонематического слуха;
- Ознакомление с детской литературой, восприятие ее на слух, понимание жанровых различий;
- Развитие аналитических навыков звукового и грамматического содержания.
Речевое развитие требует особого подхода и применения новых методик, поскольку традиционные не приносят должного эффекта и не способствуют качественному развитию речи детей. Стандартный прием рассказа педагога и воспроизведение его детьми, приводит к снижению познавательной заинтересованности детей в этом процессе, поскольку это скучное и неинтересное занятие быстро им надоедает, а повторение текстов оказывается несколько искаженным.
Для развития речевой активности требуется применение креативных методик, инновационной игровой направленности.
Технология речевого развития Синквейн и правила ее построения
Синквейн представляет собой нерифмованное стихотворение, построение которого ориентировано на развитие связной речи ребенка. Это довольно эффективный педагогический прием, протекающий в игровой форме.
Синквейн составляется путем поиска в тексте основных элементов, на основании которых требуется сделать выводы, заключения, высказать свое мнение, провести анализ.
Синквейн представляет собой творческий процесс, который подчиняется некоторым правилам:
- Первая строка содержит тему, ключевое понятие. Это может быть предмет или действие, отражающее содержание текста.
- Во второй строке располагаются два прилагательных. Они описывают признаки ключевого понятия.
- В третьей строке располагаются три глагола, характеризующие действие ключевого понятия и помогающие раскрыть содержание текста.
- В четвертой строке находится словосочетание или предложение, выступающее личностным отношением автора к теме, рассматриваемой в синквейне.
- В пятой строке находится заключительное слово. Оно имеет форму существительного и отражает свои эмоции, ассоциации, которые выражают связь с темой синквейна. Иными словами, здесь содержится личный взгляд автора по рассматриваемой теме.
Поскольку дети дошкольного возраста характеризуются несовершенным умственным развитием и не способны к восприятию некоторой информации, то при построении синквейна не требуется обязательного соблюдения всех его правил.
Технология мнемотехники и ее особенности
Мнемотехника представляет собой систему методов и способов для развития запоминания, сохранения и воплощение речевой информации. Применение мнемотехники направлено на итоговое развитие речи.
Благодаря этой методике, процесс запоминания, услышанной информации значительно облегчается, что происходит посредством расширения объемов памяти, за счет формирования дополнительных ассоциаций и игровой формы обучения.
Мнемотехника основывается на сплетении нескольких зрительных образов и их последующей фиксации в коре головного мозга. Воспроизведение образов осуществляется посредством ассоциативных связей, возникающих в мозгу при их упоминании.
Применение этой технологии благотворно сказывается на развитии ассоциативного мышления, воображения, визуальной памяти и восприятия, слуховой памяти и восприятия.
Технология применяется на основе построения мнемотаблиц, представленные схемами с конкретными информационными данными. Такие таблицы могут быть предметными – самыми простыми для освоения, предметно-схематическими – средней сложности и схематические – самый прогрессивный уровень освоения.
В зависимости от возраста дошкольников, они могут сами принимать участие в составлении таблиц, рисуя и раскрашивая.
Мнемотехники способствуют развитию мыслительных процессов, тренируют память, ассоциативное мышление, развивают воображение и совершенствуют различные стороны речевого развития.
Технология построения картинно-графических схем
Построение графических схем оказывает детям помощь в освоении навыков ощущения границ слов и их раздельного написания. Технология основывается на применение картинок или схем.
По ним дети учатся строить сначала простое предложение стандартной конструкции – состоящее из подлежащего и сказуемого, а затем более сложные синтаксические конструкции разных структур. Затем дети переходят на более сложную ступень – сворачивание развернутого сложного предложения до простой стандартной конструкции.
Особенности применения технологии моделирования в речевом развитии
Моделирование является технологией представления речи в наглядной форме. Схема какого-либо явления строится на основе модели, которая выражает элементы конструкции и взаимосвязи между ними, значимые, сущностные свойства объекта.
Модели связных речевых высказываний содержат структурное строение, содержание, способы организации связи внутри текста.
Моделирование применяется как целостное занятие по речевому развитию, так и, как отдельный элемент каждого занятия. Дети обучаются пересказу, самостоятельному построению рассказов, сочинению сказок, придумыванию различных загадок, историй, стишков, небылиц.
Технология моделирования базируется на трех основных методах:
- Предметном моделировании – рисунки детей, изображающих фрагменты героев, плоскостные театры, иллюстрации детских сказок, мультфильмов.
- Построение предметно-схематичных моделей – структура текста в виде геометрических фигур, различные схемы геометрического направления.
- Графическое моделирование – структурное описание игрушек и иных предметов в виде рассказа, графики, отражающие содержание стихотворения, рассказа, игры, наборы схем графического плана.