Коммуникативная иноязычная компетенция: понятие и структура
Коммуникативная иноязычная компетенция – это знания и практические навыки использования иностранного языка, позволяющие использовать его для построения коммуникативных связей, понимать высказывания на иностранном языке в различных контекстах.
Наличие у индивида коммуникативной иноязычной компетенции говорит о том, что он в совершенстве владеет иностранной речь и может ее продуктивно использовать в разнообразных речевых ситуациях.
Кроме того, коммуникативная иноязычная компетенция отражает возможности использования иностранного языка в профессиональной деятельности т.е. обучении языку и правилами его применения других людей.
По своей структуре, иноязычная коммуникативная компетенция состоит из следующих основных компонентов:
- Лингвистика. Данный компонент отражает владение индивидом лексической стороны иностранного языка, знаниями в области фонетики и грамматики, возможности их правильного практического применения, а также знаниями языковых особенностей и закономерностей применения иностранной речи. Если индивид обладает коммуникативной иноязычной компетенцией, то значит, он должен владеть достаточным словарным запасом, знать смысл каждой буквы и звука и их когнитивное устройство т.е. ассоциативное представление о сети, в которую помещаются конкретные лексические символы и уметь грамотно использовать лексический запас для построения диалоговой речи на иностранном языке.
- Речь. Она отражает навыки построения логически верного и полноценного высказывания и восприятия на слух речи собеседника, а также умения находить выход при возникновении коммуникативных проблем (например, недопонимания сказанного собеседником, неверно произнесенного слова или построенной фразы).
- Социокультурные условия применения языка. Необходимо не только знать язык, но и владеть особенностями использования конкретных фраз и определенных направлениях общения и социального взаимодействия. Предполагается, что в определенных социальных ситуациях, тех или иных формах социального взаимодействия используются определенные языковые формы. Поэтому, необходимо владеть семантическими знаниями: уметь изменять слова и фразы, исходя из стиля и характера социального контактирования и необходимого эффекта общения, которого требуется достичь.
- Профессиональные навыки. Сюда входят умения использовать язык в профессиональной деятельности и применять язык в междисциплинарном блоке. Язык может стать средством реализации профессиональной деятельности индивида, который им владеет. Может применяться им для передачи своей коммуникативной иноязычной компетенции другим лицам.
Рисунок 1. Структура иноязычной коммуникативной компетенции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Коммуникативная иноязычная компетенция отражает навыки использования языковых средств для конкретной ситуации общения, способность применять их так, чтобы социальные нормы не были нарушены, а высказывание было коммуникативно целесообразным.
Содержание коммуникативной иноязычной компетенции
Понятие иноязычная иностранная компетенция предполагает наличие у индивида навыков:
- Полноценного владения иностранным языком.
- Эффективного практического использования языковых средств в различных направлениях деятельности.
- Умение выполнять качественно и эффективно профессиональные функции, связанные с владением и использованием иностранной речи.
- Установления социального взаимодействия с носителями языка.
Коммуникативная компетенция реализуется на основании выбора речевых единиц, которые будут использованы в конкретных обстоятельствах при построении межкультурного взаимодействия, исходя из конкретных условий социального общения.
Содержание коммуникативной иноязычной компетенции можно охарактеризовать следующими параметрами:
- Области коммуникативного взаимодействия и их роль для учащихся;
- Сценарии прохождения определенных коммуникативных событий;
- Роли каждого участниками коммуникативного взаимодействия и программа реализации этих ролей, исходя из хода развития коммуникативного события;
- Система речевых действий;
- Стратегии коммуникативного взаимодействия;
- Тактика коммуникации;
- Определенные контексты и правила их построения;
- Языковые минимумы, которыми должен владеть носитель иноязычной коммуникативной компетенции.
Рисунок 2. Содержание иноязычной коммуникативной компетенции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции имеет важное значение при освоении иностранного языка. Именно она позволяет его активному и продуктивному практическому использованию и целесообразному построению коммуникативных связей с носителями языка, а также его использованию в профессиональной сфере деятельности.
Содержание коммуникативной иноязычной компетенции отражает овладение индивидом языковых минимумов, позволяющих ему быть компетентным в разговорной, письменной иностранной речи, уметь читать на иностранном языке, воспринимать ее на слух.
Содержание программы обучения, по овладению иноязычной коммуникативной компетенции, включает в себя формирование следующих навыков учащихся:
- Развитие иностранной речи и полноценное владение ею. Необходимо развивать умение правильного произношения отдельных слов и фраз, с соблюдением интонации, темпов, грамматических правил. Также, иностранная речь должна легко восприниматься на слух, независимо от ее типа. Также, тексты на иностранном языке должны осознанно и легко читаться и писаться.
- Развитие социокультурных навыков и осведомленности о правилах использования языковых средств. Учащиеся должны изучить традиции и обычаи данной страны и народа, язык которой изучается, провести сравнение между культурными особенностями своей страны и иностранного государства.
- Мотивация к дальнейшему познанию языка. Мотивация развивается благодаря нестандартному подходу к обучению. Могут быть применены интересные методы и приемы обучения, ИКТ-технологии.
- Формирование метапредметных навыков. Предполагается развитие умений использовать правильные языковые приемы и средства, отвечающие успешному решению различных коммуникативных задач, умения брать на себя различные коммуникативные роли, действовать по шаблону, оценивать свои успехи в формировании иноязычной коммуникативной компетенции.