Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Содержание и приемы коррекционно-педагогической помощи детям

Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми

Определение 1

Коррекционно-педагогическая помощь – это работа психолога, нацеленная на оказание помощи в устранении или снижении степени проявления недостатков в физиологическом и психическом развитии ребенка.

Коррекционно-педагогическая деятельность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Коррекционно-педагогическая деятельность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Коррекционно-педагогическая работа проявляется в оказании детям следующих видов помощи:

  1. Медицинская помощь – лечение лекарственными препаратами, прохождение курса ЛФК, назначение лечебного массажа, физиотерапевтических процедур, ортопедическая помощь;
  2. Психологическая помощь – проведение психологических тренингов, консультаций, ориентированных на устранение отклонений в личностном развитии, устранении психического дисбаланса, нервных нарушений;
  3. Социальная помощь – проведение социальной коррекции, помощь в процессе прохождения социальной адаптации;
  4. Педагогическая помощь – ориентация на развитие познавательной деятельности, развитие самостоятельности и навыков самообслуживания у детей с отклонениями в развитии;
  5. Логопедическая помощь – работа по коррекции речевых нарушений, устранение дизартрических нарушений.

Коррекционная работа с детьми ориентирована на исправление недостатков психического или физиологического развития детей либо на их ослабление. Такая работа пронизывает весь процесс обучения, затрагивая все его сферы. Коррекционная работа помогает упростить и облегчить процесс развития детей, имеющих какие-либо отклонения. Она развивает положительное восприятия процесс обучения и развития ребенка с отклонениями любой степени сложности.

«Содержание и приемы коррекционно-педагогической помощи детям» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основными направлениями коррекционно-педагогической помощи являются следующие:

  1. Ориентация на развитие визуального и слухового восприятия;
  2. Ориентация на развитие органов артикуляции, улучшении их функциональных возможностей путем применения артикуляционного массажа и гимнастики;
  3. Ориентация на развитие эмоциональных реакций организма;
  4. Ориентация на развитие двигательного аппарата, функциональное развитие движений рук, развитие навыков действий с предметами и объектами;
  5. Речевое развитие и подготовка к активному речевому восприятию и практическому действию;
  6. Нормализация системы взаимоотношений и взаимодействия с социальной средой;
  7. Устранение пробелов в духовно-нравственном развитии личности;
  8. Ориентация на развитие положительных качеств личности, создание необходимых условий для этого;
  9. Способствование накоплению опыта социальной деятельности, обогащение знаний о практическом взаимодействии в социальной среде.
Замечание 1

Все направления коррекционной работы могут видоизменяться, исходя из возрастных особенностей развития ребенка, степени его отклонений в развитии, возможностей деятельности.

Принципы оказания коррекционно-педагогической помощи

Коррекционная работа с детьми строится на основании следующих принципов:

  • Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Он означает составление прогноза развития ребенка с отклонениями на основе коррекционных занятий, исключая текущее отклоняющееся поведение;
  • Принцип единства диагностики и коррекции. Коррекционная работа должна непрерывно подкрепляться диагностированием текущего состояния ребенка, степенью его отклонений и динамикой их развития и коррекции;
  • Принцип учета индивидуальной специфики развития ребенка и возраста;
  • Принцип комплексного воздействия. Он означает, что коррекция проводится на основе применения комплексной системы методов и приемов;
  • Принцип деятельности. Означает определение тактики проведения коррекционных мероприятий;
  • Принцип интеграции. Предполагает построение взаимодействия ребенка со сверстниками, а также привлечение родителей к участию в коррекционной работе.

Стадии проведения коррекционно-педагогической помощи детям с различными отклонениями

Эффективность проведения коррекционно-педагогической помощи детям определяется последовательностью ее организации.

Выделяют несколько закономерных стадий оказания помощи детям:

  1. Проведение мониторинга степени психического развития ребенка и анамнеза его состояния здоровья. На этой стадии требуется изучить ребенка со всех сторон. К этому вопросу нужно подойти ответственно. Требуется детальное исследование, имеющихся отклонений в развитии с привлечением различных специалистов. На этой стадии должна быть составлена комплексная карта диагностики с обоснованием нарушений в развитии и выявлением их возможных причин и последствий.
  2. Проведение дифференциальной диагностики психического и физического состояния здоровья ребенка для уточнения первичного диагноза, выявленного проведенной диагностикой, определение структурных нарушений в развитии ребенка и составление программы коррекционной помощи. Здесь осуществляется состояние мотивационной сферы развития ребенка, выявляется уровень его взаимодействия со сверстниками и взрослыми, выявляются индивидуальные особенности его деятельности.
  3. Проектирование индивидуальных программ реабилитации ребенка, программ обучения и воспитания, исходя их поставленного диагноза и составленной коррекционной программы работы с ребенком. Программа расписывает основные направления педагогического воздействия т.е. ориентация на социальное, сенсорное, физическое, речевое развитие ребенка. В программе прописываются методы и приемы коррекции нарушений, упражнения, ориентированные на устранение психического и физического дисбаланса детского организма. К составлению программ привлекаются специалисты разных областей: психологи, педагоги, социальные работники, медицинские специалисты. Они составляют план создания оптимальных условий для воспитания, обучения и развития ребенка, исходя из его психоэмоционального состояния и специфике проявления отклонений.
  4. Практические коррекционно-педагогические мероприятия с ребенком. Они проводятся для обучения ребенка способам взаимодействия с субъектами социума, а также проведение консультаций с родителями для обучения их способам взаимодействия с ребенком, оказание им помощи в создании оптимальных условий для эмоционального и психического развития ребенка.
  5. Контроль за динамикой развития ребенка в ходе реализации коррекционно-педагогической программы. Здесь отслеживается состояние нервно-психического развития ребенка, темпы формирования психических новообразований, степень устранения отклонений.
Дата последнего обновления статьи: 27.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot