Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми
Коррекционно-педагогическая помощь – это работа психолога, нацеленная на оказание помощи в устранении или снижении степени проявления недостатков в физиологическом и психическом развитии ребенка.
Рисунок 1. Коррекционно-педагогическая деятельность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Коррекционно-педагогическая работа проявляется в оказании детям следующих видов помощи:
- Медицинская помощь – лечение лекарственными препаратами, прохождение курса ЛФК, назначение лечебного массажа, физиотерапевтических процедур, ортопедическая помощь;
- Психологическая помощь – проведение психологических тренингов, консультаций, ориентированных на устранение отклонений в личностном развитии, устранении психического дисбаланса, нервных нарушений;
- Социальная помощь – проведение социальной коррекции, помощь в процессе прохождения социальной адаптации;
- Педагогическая помощь – ориентация на развитие познавательной деятельности, развитие самостоятельности и навыков самообслуживания у детей с отклонениями в развитии;
- Логопедическая помощь – работа по коррекции речевых нарушений, устранение дизартрических нарушений.
Коррекционная работа с детьми ориентирована на исправление недостатков психического или физиологического развития детей либо на их ослабление. Такая работа пронизывает весь процесс обучения, затрагивая все его сферы. Коррекционная работа помогает упростить и облегчить процесс развития детей, имеющих какие-либо отклонения. Она развивает положительное восприятия процесс обучения и развития ребенка с отклонениями любой степени сложности.
Основными направлениями коррекционно-педагогической помощи являются следующие:
- Ориентация на развитие визуального и слухового восприятия;
- Ориентация на развитие органов артикуляции, улучшении их функциональных возможностей путем применения артикуляционного массажа и гимнастики;
- Ориентация на развитие эмоциональных реакций организма;
- Ориентация на развитие двигательного аппарата, функциональное развитие движений рук, развитие навыков действий с предметами и объектами;
- Речевое развитие и подготовка к активному речевому восприятию и практическому действию;
- Нормализация системы взаимоотношений и взаимодействия с социальной средой;
- Устранение пробелов в духовно-нравственном развитии личности;
- Ориентация на развитие положительных качеств личности, создание необходимых условий для этого;
- Способствование накоплению опыта социальной деятельности, обогащение знаний о практическом взаимодействии в социальной среде.
Все направления коррекционной работы могут видоизменяться, исходя из возрастных особенностей развития ребенка, степени его отклонений в развитии, возможностей деятельности.
Принципы оказания коррекционно-педагогической помощи
Коррекционная работа с детьми строится на основании следующих принципов:
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Он означает составление прогноза развития ребенка с отклонениями на основе коррекционных занятий, исключая текущее отклоняющееся поведение;
- Принцип единства диагностики и коррекции. Коррекционная работа должна непрерывно подкрепляться диагностированием текущего состояния ребенка, степенью его отклонений и динамикой их развития и коррекции;
- Принцип учета индивидуальной специфики развития ребенка и возраста;
- Принцип комплексного воздействия. Он означает, что коррекция проводится на основе применения комплексной системы методов и приемов;
- Принцип деятельности. Означает определение тактики проведения коррекционных мероприятий;
- Принцип интеграции. Предполагает построение взаимодействия ребенка со сверстниками, а также привлечение родителей к участию в коррекционной работе.
Стадии проведения коррекционно-педагогической помощи детям с различными отклонениями
Эффективность проведения коррекционно-педагогической помощи детям определяется последовательностью ее организации.
Выделяют несколько закономерных стадий оказания помощи детям:
- Проведение мониторинга степени психического развития ребенка и анамнеза его состояния здоровья. На этой стадии требуется изучить ребенка со всех сторон. К этому вопросу нужно подойти ответственно. Требуется детальное исследование, имеющихся отклонений в развитии с привлечением различных специалистов. На этой стадии должна быть составлена комплексная карта диагностики с обоснованием нарушений в развитии и выявлением их возможных причин и последствий.
- Проведение дифференциальной диагностики психического и физического состояния здоровья ребенка для уточнения первичного диагноза, выявленного проведенной диагностикой, определение структурных нарушений в развитии ребенка и составление программы коррекционной помощи. Здесь осуществляется состояние мотивационной сферы развития ребенка, выявляется уровень его взаимодействия со сверстниками и взрослыми, выявляются индивидуальные особенности его деятельности.
- Проектирование индивидуальных программ реабилитации ребенка, программ обучения и воспитания, исходя их поставленного диагноза и составленной коррекционной программы работы с ребенком. Программа расписывает основные направления педагогического воздействия т.е. ориентация на социальное, сенсорное, физическое, речевое развитие ребенка. В программе прописываются методы и приемы коррекции нарушений, упражнения, ориентированные на устранение психического и физического дисбаланса детского организма. К составлению программ привлекаются специалисты разных областей: психологи, педагоги, социальные работники, медицинские специалисты. Они составляют план создания оптимальных условий для воспитания, обучения и развития ребенка, исходя из его психоэмоционального состояния и специфике проявления отклонений.
- Практические коррекционно-педагогические мероприятия с ребенком. Они проводятся для обучения ребенка способам взаимодействия с субъектами социума, а также проведение консультаций с родителями для обучения их способам взаимодействия с ребенком, оказание им помощи в создании оптимальных условий для эмоционального и психического развития ребенка.
- Контроль за динамикой развития ребенка в ходе реализации коррекционно-педагогической программы. Здесь отслеживается состояние нервно-психического развития ребенка, темпы формирования психических новообразований, степень устранения отклонений.