Социальное воспитание – это специально организованный процесс социального развития личности, представляющий собой ориентацию на усвоение норм социального поведения и выработку ориентиров социального развития.
Социальное воспитание ориентировано на формирование у подрастающего поколения социальных свойств. Социальность формируется у индивидов и выступает интегративным качеством личности, проявляющемся в формировании навыков саморазвития и самореализации личности в системе социальных отношений, в социальной среде.
Социальное воспитание реализуется на всех уровнях образовательной деятельности. На каждом из них оно имеет свои особенности, предполагает использование специфических методов и средств реализации воспитательной деятельности.
Реализация социального воспитания в педагогическом процессе происходит через раскрытие творческого потенциала каждого учащегося, на каждом возрастном этапе развития, посредством использования определенных педагогических методов, средств и технологий воспитательного воздействия.
Задачи социального воспитания в высшем учебном заведении
В качестве ведущих функций деятельности высшего учебного заведения можно отметить образовательную, профессионально ориентирующую, а также коммуникативную, ценностно-ориентирующую и актуализирующую функции. По сути, каждая из этих функций сопряжена с реализацией отдельных аспектов социального воспитания:
- Развитие смыслотворчества студентов.
- Формирование навыков межличностной коммуникации.
- Развитие этического сознание.
- Формирование ценностных ориентиров жизнедеятельности.
В рамках высшего учебного заведения имеются свои традиции и нормы поведения, к которым приобщаются студенты и, которые необходимо соблюдать.
В ходе определенного направления образовательной деятельности происходит приобщение студентов к ценностям, культуры, моральным нормам социального поведения, профессиональным нормам поведения и правилам взаимодействия в профессиональной сфере деятельности. Все это является аспектами социального воспитания студентов.
Задачами социального воспитания вуза являются:
- Удовлетворение личностных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном, коммуникативном и культурном развитии.
- Выработка у студентов гражданской позиции.
- Формирование навыков трудовой деятельности в условиях современных тенденций социального развития.
- Сохранение и обогащение ценностных компонентов социального развития: нравственных, культурных, морально-этических.
Социальное воспитание в системе высшего образования является актуальной педагогической проблемой. Она активно исследуются и разрабатываются подходы к реализации социального воспитания студентов. При этом, они требуют быстрого реагирования и своевременного изменения в соответствии с тенденциями социального развития, динамикой социальных потребностей и направлений социально-экономического развития общества.
Социокультурная среда вуза
Социокультурная среда – это часть культурно-образовательного пространства, в которой реализуются процессы социализации, формируются основы межличностной коммуникации и навыки культурной направленности в том или ином виде деятельности.
Высшее учебное заведении, также, формирует свою социокультурную среду. В ней происходит освоение каждым студентом деятельности, формирование способов мышления в ходе образовательной деятельности.
Рисунок 1. Социокультурная среда вуза. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Необходимость формирования социокультурной среды в высшем учебном заведении обусловлена следующими аспектами:
- Тенденциями развития социокультурного пространства государства и мира. Таковыми являются: информатизация общества, научно-технический прогресс, скачкообразность развития всех сфер общества, изменения на рынке труда и др.
- Социокультурными преобразованиями государства. К каждому отдельному человеку предъявляются новые личностные требования. Возникает необходимость формирования навыков социального партнерства в профессиональной среде и реализации включенности каждой личности в социальные процессы.
- Рядом кардинальных изменений личности молодого поколения. В настоящее время, тенденции развития общества приводят к формированию более свободных, раскованных молодых людей, занимающих эгоцентрические позиции в социальном пространстве. Это требует формирования у них навыков социального поведения, развития их нравственных и социальных качеств.
- Угасанием воспитательных функций высшего образования. В настоящее время, деятельность вузов в большей степени ориентируется на узкое профессиональное развитие студентов.
- Снижением социальной инициативности студентов вузов.
Социокультурная среда высшего учебного заведения основывается на ценностях социальной среды государства, принимая нравственные основы существования общества и, включая их в образовательное пространство.
В состав социокультурной среды вуза входит ряд специфических компонентов, характерных только для образовательного процесса в высшем учебном заведении. К ним относятся:
- Рассмотрение личности отдельного учащегося, как субъекта образовательной деятельности, имеющего право и способности к социальному, культурному и нравственному развитию и саморазвитию, самореализации, изменениям при необходимости.
- Рассмотрение педагогов в качестве проводников студентов в мир культуры и социальных ценностей.
- Рассмотрение образовательного процесса вуза как социокультурного процесса, реализуемого за счет установления между его субъектами диалогового взаимодействия, сотруднических отношений.
- Рассмотрение образовательного процесса в качестве среды творческого развития и самовыражения студентов.
- Рассмотрение учреждения высшего образования в качестве среды социокультурного развития подрастающего поколения. В ней реализуется формирование основ культурного поведения в профессиональной среде и обществе в целом.
Формирование в вузе социокультурного пространства – важное условие продуктивного развития вуза, повышения качества его образования и престижа.